Спортивное право
Спорти́вное пра́во, отрасль права (законодательства), регулирующая отношения, возникающие в сферах профессионального спорта, спорта высших достижений, любительского, массового, адаптивного, детско-юношеского спорта, а также физической культуры.
В России данная отрасль права начала формироваться в 2000-х гг. Стимулом к активному развитию доктрины и законодательства в сфере спорта стал ряд знаменательных спортивных событий международного и национального уровней (олимпиады, спартакиады и др.), показавших необходимость комплексного, научно обоснованного решения задач общенационального значения – организации эффективного правового обеспечения спорта и тесно связанным с ним иных сфер общественной жизни. Самостоятельной и довольно острой проблемой, требующей законодательного решения, стало также антидопинговое обеспечение спорта. Кроме того, нарастали негативные тенденции (снижение интереса к физической культуре, спорту, туризму) в области физического воспитания детей и подростков, требующие бо́льшего внимания общества и государства к физической культуре.
Наличие спортивно-правовой проблематики в России и потребности в её разрешении потребовали принятия Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее – Закон о физической культуре и спорте в РФ), других федеральных законов, ставших основой спортивного законодательства.
До недавнего времени в отечественной литературе доминировал подход, отрицавший возможность существования спортивного права (Дерюжкин. 1991. № 4. С. 75), но в 21 в. оно стало рассматриваться как комплексная или как самостоятельная отрасль права (Алексеев. 2012. С. 145; Соловьёв. 2014. С. 3–9).
Основными аргументами, приводимыми в качестве обоснования отраслевого характера отношений в сфере спорта, являются:
наличие обособленной, специфичной группы отношений, подлежащих правовому регулированию;
наличие базового документа, обеспечивающего системообразование, сборник правовых институтов и норм – Закона о физической культуре и спорте в РФ;
наличие единых принципов правового регулирования;
наличие системы источников спортивного права;
наличие государственной, в том числе правовой политики в сфере спорта и физической культуры, а также её проводников – специальных регуляторов (как государственных, так и негосударственных) (Спортивное право России. 2016. С. 17–18).
Спортивное право представляет собой систему правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере спорта и физической культуры, и имеет органические связи с примыкающими к нему традиционными, базовыми отраслями права: административным, гражданским и др. Однако даже «пограничные» отношения наполняются отраслевой спецификой.
Методы спортивного права представляют собой совокупность приёмов, способов, воздействия на определённые, очерченные нормами общественные отношения. Как правило, выделяют два основных метода правового регулирования – диспозитивный и императивный. Спортивное право характеризуется преобладанием в нём диспозитивных начал, высокой степенью самоуправления, саморегулирования в сфере спорта. В то же время оно не лишено властных предписаний. Это касается закрепления на международном, национальном и локальном уровнях обязательных требований к спортсменам, тренерам, проводимым соревнованиям и др.
Закон о физической культуре и спорте в РФ закрепил принципы государственной политики в области спорта и физической культуры. К ним, в частности, относятся:
принцип сочетания государственного регулирования с саморегулированием;
принцип установления государственных гарантий прав граждан в области физической культуры и спорта;
принцип запрета на дискриминацию и насилие в области физической культуры и спорта;
принцип содействия развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения;
принцип содействия развитию спорта и др.
В доктрине также выделяют принципы автономии, соревновательности и др.
Источники спортивного права как система форм, регулирующих общественные отношения в сфере спорта, и иные, тесно связанные с ними общественные отношения, довольно многообразны. Наряду с нормами действующего отечественного законодательства в области спорта (законов, подзаконных актов) получили широкое распространение нормы, вырабатываемые самим сообществом (lex sportiva), национальными и международными спортивными организациями. Законодатель санкционирует такую деятельность, гарантирует автономность спорта.
Кроме того, правовое регулирование требует вовлечённости в принятие решений, выработку необходимых норм широкого круга международных межправительственных и неправительственных организаций. Такие международно-правовые нормы образуют комплекс норм, обеспечивающих сотрудничество в области спорта между государствами и национальными спортивными федерациями.
В спорте высших достижений значительную регулирующую роль играют документы Международного олимпийского комитета (кодекс поведения, кодекс этики и др.) и международных спортивных федераций (уставы, правила соревнований и др.).
Заметный вклад в регулирование международной спортивной деятельности вносят специализированные учреждения и программы Организации Объединённых Наций, реализующие крупные проекты, внедряющие различные программы (например, Программа в области спорта и безопасности, 2019).
Со второй половины 20 в. также ЮНЕСКО занимается вопросами физического воспитания и спорта (например, Международная хартия физического воспитания и спорта, 1978; Международная хартия физического воспитания, физической активности и спорта, 2015), осуществляет борьбу с допингом (Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте, 2005).
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), озабоченная снижением физической активности населения в экономически развитых странах, ростом ожирения, также включилась в подготовку и реализацию международных программ по поддержке физической культуры и спорта. ВОЗ разрабатывает и внедряет в ряде стран рекомендации по вопросам физической активности и малоподвижного образа жизни, профилактике диабета и борьбе с ним и др.