Антидопинговое обеспечение в спорте
Антидо́пинговое обеспе́че́ние в спо́рте, совокупность организационных, финансовых, правовых, этических, медико-биологических, технических, научных, образовательных и иных средств и механизмов, позволяющих обеспечить неукоснительное соблюдение всеми обязанными лицами требований Всемирного антидопингового кодекса (ВАК), Всемирной антидопинговой программы, международных и национальных стандартов, правил, технических документов.
История спорта неразрывно связана с поиском методов, средств повышения спортивных результатов. В связи с бурным развитием фармакологии, в том числе спортивной, во 2-й половине 20 в. началось широкое применение спортсменами лекарственных средств и иных фармакологически активных веществ. Спортсмены применяли всё большее число методов, средств, позволяющих им достигать более высоких результатов (допинг), однако некоторые из них причиняли вред их здоровью и даже жизни. Кроме того, стала очевидной проблема доступности новых технологий, применяемых в спорте для ряда спортсменов (в зависимости от их гражданства, принадлежности к той или иной федерации, спортивному клубу, материального положения и др.), т. е. проблема неравного доступа спортсменов к новейшим достижениям науки и технологий.
В связи в этим начали разрабатываться и постепенно внедряться в спортивную практику технологии, позволяющие выявлять вещества, субстанции, которые могли повлиять на спортивный результат. В 1970-х гг. появился допинг-контроль на крупных соревнованиях (международных и региональных, проводимых под эгидой широко известных спортивных организаций), а в дальнейшем не только на крупных, но и на иных соревнованиях, а также во внесоревновательный период.
Основными международными источниками регулирования отношений по антидопинговому обеспечению спорта являются ВАК, который был подписан всеми значимыми спортивными организациями, Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте 2005 г. (Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Федеральным законом 27 декабря 2006 № 240-ФЗ «О ратификации Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте»), а также документы Всемирного антидопингового агентства (англ. World Anti-Doping Agency – WADA; ВАДА).
Первый ВАК был одобрен в 2003 г. Всемирной конференцией по допингу в спорте.
Согласно ВАК, к нарушениям антидопинговых правил относятся:
наличие запрещённой субстанции, её метаболитов или маркеров в пробе, взятой у спортсмена;
использование или попытка использования спортсменом запрещённой субстанции или запрещённого метода;
уклонение, отказ или неявка спортсмена на процедуру сдачи проб;
нарушение спортсменом порядка предоставления информации о своём местонахождении;
фальсификация или попытка фальсификации в любой составляющей допинг-контроля со стороны спортсмена или иного лица;
обладание запрещённой субстанцией или запрещённым методом со стороны спортсмена или другого лица;
распространение или попытка распространения любой запрещённой субстанции или запрещённого метода спортсменом или иным лицом;
назначение или попытка назначения запрещённой субстанции или запрещённого метода;
соучастие или попытка соучастия со стороны спортсмена;
запрещённое сотрудничество со стороны спортсмена или иного лица;
действия спортсмена или иного лица, направленные на воспрепятствование или преследование за предоставление информации уполномоченным органам.
Помимо ВАДА – главной антидопинговой организации в мире, в ряде государств функционируют национальные антидопинговые организации. В России такой организацией является ассоциация Российское антидопинговое агентство «РУСАДА», начавшая свою деятельность в 2008 г.
Основными национальными актами, регулирующими отношения по антидопинговому обеспечению спорта в России, являются Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Общероссийские антидопинговые правила (приказ Министерства спорта России от 24 июня 2021 № 464 «Об утверждении Общероссийских антидопинговых правил»), акты РУСАДА, а также документы национальных спортивных федераций. Правовые санкции также закреплены Уголовным кодексом РФ (статьи 230.1 и 230.2) и Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 6.18).
РУСАДА разрабатывает общероссийские антидопинговые правила, методические и инструктивные материалы по вопросам предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним; осуществляет сбор информации о местонахождении спортсменов, включённых в список спортсменов, подлежащих тестированию; осуществляет тестирование спортсменов; проводит слушания с применением санкций в отношении спортсменов, тренеров, иных специалистов в области физической культуры и спорта, в вину которым вменяется нарушение антидопинговых правил; организует повышение квалификации специалистов, проводящих допинг-контроль; занимается продвижением антидопинговых образовательных программ; решает вопрос о выдаче разрешения конкретному спортсмену на использование запрещённой в спорте субстанции или применение запрещённого метода в терапевтических целях; решает иные задачи, возложенные на неё.
Анализ проб, берущихся у спортсменов при тестировании, осуществляют аккредитованные ВАДА лаборатории, расположенные в ряде стран (чаще всего пробы направляют в лаборатории Нидерландов и Германии).
С целью обеспечения своевременного тестирования спортсменов, получения достоверной информации об их местонахождении, управления специализированной базой данных, ВАДА создана и поддерживается система АДАМС (Система антидопингового администрирования и управления; англ. Anti-Doping Administration and Management System). Спортсмены, включённые в пул тестирования, в установленные сроки обязаны предоставлять необходимые данные в эту систему.
Значительный объём работы по антидопинговому обеспечению осуществляется Международным олимпийским комитетом (МОК) и Международным паралимпийским комитетом (МПК). Эти субъекты как организаторы крупнейших спортивных соревнований занимаются антидопинговым обеспечением на Олимпийских и Паралимпийских играх.
Текущая работа по антидопинговому обеспечению ведётся в спортивных федерациях различного уровня (международных, национальных, региональных).
В России действует Дисциплинарный антидопинговый комитет (ДАК), проводящий слушания, на которых устанавливается, имело ли место нарушение антидопинговых правил или нет. Комитет действует на основании Положения, утверждаемого решением Наблюдательного совета РУСАДА.
Решение ДАК может быть обжаловано в национальном третейском суде в рамках арбитража (третейского разбирательства) в профессиональном спорте и спорте высших достижений (Национальный центр спортивного арбитража) или в Спортивном арбитражном суде (англ. Court of Arbitration for Sport, CAS) в Лозанне (Швейцария).