Социология религии в России
Социоло́гия рели́гии в Росси́и, социологическое изучение религии началось в России со 2-й половины 19 в. и продолжается до сегодняшнего дня. Можно выделить несколько этапов этого процесса: социология и религия в дореволюционной России, социология религии в Советском Союзе и социология религии в современной России.
На дореволюционном этапе можно говорить лишь о предпосылках к дисциплинарному оформлению социологии религии в качестве отдельного направления. В этот период мыслители, писавшие о религии и обществе, либо не были в собственном смысле слова социологами, либо не делали религию основной темой своих исследований. Работы о религии находились под влиянием популярных в то время идейных течений – социализма, позитивизма и т. д. При этом к началу 20 в. происходило активное овладение как методологией эмпирических социологических исследований, так и иностранной теорией авторов, писавших труды по социологии религии (М. Вебер, Э. Дюркгейм и др.).
На советском этапе происходило дальнейшее развитие социологического знания и постепенное дисциплинарное оформление социологии религии. Однако дисциплина попала под влияние идеологических установок СССР – она была подчинена курсу на искоренение религии и развитие массового атеизма. Теоретические позиции социологии религии задавались историческим материализмом и не могли быть пересмотрены. При этом эмпирические исследования допускались – с целью «замера» уровня религиозности населения и степени влияния религиозных традиций на образ жизни разных слоёв общества, что требовалось для проведения более эффективной деятельности по развитию массового атеизма. После некоторой академической свободы в 1920-х гг. пространство социологических исследований было сильно сужено в 1930-х гг. Некоторый подъём начал происходить в 1950-х гг., и в 1950–1960-х гг. советская социология религии постепенно обретает легитимность в пределах, заданных догматической парадигмой исторического материализма. До 1980-х гг. социология религии развивается за счёт проведения широкомасштабных исследований (выяснение картины религиозности и атеизма в ряде областей, районов и населённых пунктов; выяснение дифференциации верующих и атеистов по роду занятий, возрасту, образованию, полу; анализ динамики обыденного религиозного сознания), а также отдельных попыток предложить теоретические наработки в этой области.
С середины 1980-х гг. происходит принципиальная «смена вех» в ориентирах советского общества, одним из показателей чего стало изменение отношения к религии на всех уровнях. Религия становится в ряд духовных приоритетов, религиозные организации заметно интегрируются в социально-политический процесс. Социологи обращаются к выяснению нового облика верующих и религиозных сообществ в СССР, причём в эту работу включаются и конфессиональные авторы.
На современном этапе – с начала 1990-х гг. – происходит становление нового формата эмпирических и теоретических социологических исследований религии в условиях мировоззренческих, идеологических, политических и социальных трансформаций. Среди прочих сюжетов социологи обращаются к изучению таких тем, как роль религиозного фактора в общегосударственном и региональных масштабах, межнациональных и иных общественных отношениях; влияние религиозных организаций на современную российскую политику, модели возможного политического поведения верующих в России; исследование количественных и качественных показателей религиозной составляющей общественного сознания и т. д. Идут дискуссии вокруг вопросов методологии и теории (типология религиозных организаций, критерии религиозности и т. д.). Происходит освоение основных теоретических подходов, выработанных в западной социологии религии. Социология религии в Российской Федерации окончательно превращается в реально существующее направление научной деятельности – ведутся эмпирические исследования, соответствующую работу выполняют социологические лаборатории и службы изучения общественного мнения, проводятся научные конференции, издаются публикации и читаются лекционные курсы. В то же время институциональность этого исследовательского направления ещё полностью не оформилась, усилия отдельных учёных и даже научных коллективов не имеют должной координации, в системе образования не распространена специализированная подготовка по социологии религии.