#Стиховедческие термины
Стиховедческие термины
Тег

Стиховедческие термины

Стиховедческие термины
Найденo 19 статей
Литература
ТерминыТермины
Строфа
Строфа́, в сти­хо­сло­же­нии – груп­па сти­хов, объ­е­ди­нён­ных каким-либо фор­маль­ным при­зна­ком, пе­рио­ди­че­ски по­вто­ряю­щим­ся из стро­фы в стро­фу. В ан­тич­ной по­эзии строфа ор­га­ни­зо­вы­ва­лась пре­имущественно упоря­до­чен­ным че­ре­до­ва­ни­ем сти­хов различного мет­ра (ал­кее­ва стро­фа, сап­фи­че­ская стро­фа), в но­во­ев­ро­пей­ской – упо­ря­дочен­ным че­ре­до­ва­ни­ем сти­хов с различными окон­ча­ния­ми (см. Клау­зу­ла) и риф­ма­ми. Роль строфы в рит­мическом строе­нии тек­ста ана­ло­гич­на ро­ли пред­ло­же­ния в син­так­сическом строе­нии тек­ста; по­это­му обыч­но строфа тя­го­те­ет к син­так­сической за­кон­чен­но­сти. Ко­нец строфы час­то от­ме­ча­ет­ся об­лег­че­ни­ем рит­ма: уко­ро­чен­ным сти­хом, уко­ро­чен­ным (муж­ским) окон­ча­ни­ем, не­пол­но­удар­ны­ми стро­ка­ми.
Термины
Королевская октава
Короле́вская окта́ва (исп. octava real), стихотворная строфа из восьми 11-сложных стихов. Типичная схема рифмовки abababcc, рифма консонантная. Появилась в Италии в эпоху Возрождения и использовалась преимущественно авторами рыцарских и героических поэм («Влюблённый Роланд» М. Боярдо, «Неистовый Роланд» Л. Ариосто, «Освобождённый Иерусалим» Т. Тассо). В Испании изначально применялась поэтами-петраркистами в лирической и буколической поэзии (Х. Боскан, Г. де ла Вега). Писатели 16–17 вв. использовали эту строфу при обращении к пасторальным и мифологическим сюжетам («Галатея» М. де Сервантеса, «Предание о Полифеме и Галатее» Л. де Гонгоры). Королевской октавой написана героическая поэма «Араукана» А. де Эрсилья-и-Суньиги, ориентировавшегося на эпос Ариосто. В произведениях испанского классического театра этой строфой, как правило, написаны особенно торжественные сцены. Широко использовалась испанскими романтиками (поэма «Флоринда» и эклога «Олеандр» А. де Сааведры, поэма «Мир-дьявол» Х. де Эспронседы) и представителями литературы реализма (поэма «Колумб» Р. де Кампоамора).
Литература
Термины
Лимерик (жанр)
Ли́мерик, жанр английской поэзии нонсенса, представляет собой короткое стихотворение юмористического содержания. Как правило, состоит из 5 строк, написанных анапестом, со схемой рифмовки ааbbа. Лимерику присущи характерное интонационно-синтаксическое строение, ориентация на разговорную стилистику, использование каламбуров и прихотливой орфографии. Темы могут варьироваться от бытовых до философских и религиозных, однако они всегда воплощаются в повествовании о каком-либо смешном, необычном или вообще невероятном событии.
Литература
Термины
Ямб
Ямб, 1) в метрическом стихосложении – стопа из трёх мор, состоящая из краткого и долгого слогов (∪ – ; с различными заменами); 2) в силлабо-тоническом стихосложении – метр, образованный стопами из двух слогов с сильным местом на втором; сильное место может быть как ударно, так и безударно (х), слабое – только безударно (∪, с оговорками о сверхсхемных ударениях), последнее сильное место в строке обязательно-ударно (∪´); схема ∪ –∪ –∪ –...∪´.
Литература
Термины
Ритм (литература)
Ритм в литературе, периодическое повторение каких-либо элементов текста через определённые промежутки. Повторяющееся сочетание выделенного элемента и последующего промежутка образует звено (такт) ритмической структуры. Прослеживается на всех уровнях художественной структуры, преимущественно – на звуковом. Наиболее отчётлив в стихотворной речи, но ощутим и в прозе. Ритмом называют и общую упорядоченность звукового строя стихотворной речи, и реальное звуковое строение конкретной стихотворной строки. В стихе из ритма выделяется метр как самая общая схема ритмического строения текста; метр и ритм соотносятся как набор канонизированных и всех вообще элементов стиха. В зависимости от того, какие элементы ритма канонизированы в метре, различаются разные системы стихосложения: силлабическое, тоническое, метрическое и силлабо-тоническое. Художественная функция ритма – создать ощущение «ритмического ожидания».
Литература
Термины
Тоническое стихосложение
Тони́ческое стихосложе́ние, стихосложение, основанное на соизмеримости строк по числу ударений, т. е. полнозначных слов (изотонизм); количество безударных слогов между ударными произвольно. Чаще, чем силлабический стих, пользуется созвучиями для выделения строк: аллитерацией и рифмой. Формы, промежуточные между тоническим и силлабо-тоническим стихосложением: акцентный стих, тактовик, дольник, логаэды. Преобладает в говорном стихе и народной поэзии.
Литература
1
2