#Стиховедческие терминыСтиховедческие терминыИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегСтиховедческие терминыСтиховедческие терминыНайденo 19 статейТерминыТермины СтрофаСтрофа́, в стихосложении – группа стихов, объединённых каким-либо формальным признаком, периодически повторяющимся из строфы в строфу. В античной поэзии строфа организовывалась преимущественно упорядоченным чередованием стихов различного метра (алкеева строфа, сапфическая строфа), в новоевропейской – упорядоченным чередованием стихов с различными окончаниями (см. Клаузула) и рифмами. Роль строфы в ритмическом строении текста аналогична роли предложения в синтаксическом строении текста; поэтому обычно строфа тяготеет к синтаксической законченности. Конец строфы часто отмечается облегчением ритма: укороченным стихом, укороченным (мужским) окончанием, неполноударными строками.Термины Королевская октаваКороле́вская окта́ва (исп. octava real), стихотворная строфа из восьми 11-сложных стихов. Типичная схема рифмовки abababcc, рифма консонантная. Появилась в Италии в эпоху Возрождения и использовалась преимущественно авторами рыцарских и героических поэм («Влюблённый Роланд» М. Боярдо, «Неистовый Роланд» Л. Ариосто, «Освобождённый Иерусалим» Т. Тассо). В Испании изначально применялась поэтами-петраркистами в лирической и буколической поэзии (Х. Боскан, Г. де ла Вега). Писатели 16–17 вв. использовали эту строфу при обращении к пасторальным и мифологическим сюжетам («Галатея» М. де Сервантеса, «Предание о Полифеме и Галатее» Л. де Гонгоры). Королевской октавой написана героическая поэма «Араукана» А. де Эрсилья-и-Суньиги, ориентировавшегося на эпос Ариосто. В произведениях испанского классического театра этой строфой, как правило, написаны особенно торжественные сцены. Широко использовалась испанскими романтиками (поэма «Флоринда» и эклога «Олеандр» А. де Сааведры, поэма «Мир-дьявол» Х. де Эспронседы) и представителями литературы реализма (поэма «Колумб» Р. де Кампоамора).Термины Лимерик (жанр)Ли́мерик, жанр английской поэзии нонсенса, представляет собой короткое стихотворение юмористического содержания. Как правило, состоит из 5 строк, написанных анапестом, со схемой рифмовки ааbbа. Лимерику присущи характерное интонационно-синтаксическое строение, ориентация на разговорную стилистику, использование каламбуров и прихотливой орфографии. Темы могут варьироваться от бытовых до философских и религиозных, однако они всегда воплощаются в повествовании о каком-либо смешном, необычном или вообще невероятном событии.Термины Раёшный стихРаёшный стих, акцентный стих с парной рифмовкой, в котором единственным организующим началом является членение на строки и рифма. Употреблялся в балаганных прибаутках, народных драмах, подписях под лубочными картинками. Был распространён в русской поэзии 17–18 вв.; позднее встречается в стилизациях («Сказка о попе и о работнике его Балде» А. С. Пушкина).Термины Белый стихБе́лый стих, нерифмованный стих в новоевропейском силлабическом стихосложении и силлабо-тоническом стихосложении. Появился в 16 в. как средство имитации античной поэзии, не знавшей рифмы. В широком смысле белым стихом называется всякий нерифмованный стих, в обычном смысле – только противопоставленный рифмованному, в узком смысле – только нерифмованный драматический 5-стопный ямб.Термины ЯмбЯмб, 1) в метрическом стихосложении – стопа из трёх мор, состоящая из краткого и долгого слогов (∪ – ; с различными заменами); 2) в силлабо-тоническом стихосложении – метр, образованный стопами из двух слогов с сильным местом на втором; сильное место может быть как ударно, так и безударно (х), слабое – только безударно (∪, с оговорками о сверхсхемных ударениях), последнее сильное место в строке обязательно-ударно (∪´); схема ∪ –∪ –∪ –...∪´.Термины Терцет (в литературе)Терце́т (итал. terzetto, от лат. tertius – третий), строфа из трёх стихов. Может иметь 3 вида: 1) все три стиха на одну рифму; 2) два стиха рифмуются, третий – нерифмованный (ритурнель); 3) два стиха рифмуются, третий имеет рифму в смежной строфе (терцины). В узком смысле терцетом называются трёхстишные части сонета.Направления, стили, жанры в литературе СонетСоне́т, стихотворная форма, одна из твёрдых форм в поэзии. Состоит из 14 строк, образующих два катрена и два терцета. Возник в Италии в 13 в., получил популярность благодаря творчеству Ф. Петрарки. С 16 в. распространился в литературах европейских стран, в 18 в. перешёл в русскую поэзию.Термины Ритм (литература)Ритм в литературе, периодическое повторение каких-либо элементов текста через определённые промежутки. Повторяющееся сочетание выделенного элемента и последующего промежутка образует звено (такт) ритмической структуры. Прослеживается на всех уровнях художественной структуры, преимущественно – на звуковом. Наиболее отчётлив в стихотворной речи, но ощутим и в прозе. Ритмом называют и общую упорядоченность звукового строя стихотворной речи, и реальное звуковое строение конкретной стихотворной строки. В стихе из ритма выделяется метр как самая общая схема ритмического строения текста; метр и ритм соотносятся как набор канонизированных и всех вообще элементов стиха. В зависимости от того, какие элементы ритма канонизированы в метре, различаются разные системы стихосложения: силлабическое, тоническое, метрическое и силлабо-тоническое. Художественная функция ритма – создать ощущение «ритмического ожидания».Термины Тоническое стихосложениеТони́ческое стихосложе́ние, стихосложение, основанное на соизмеримости строк по числу ударений, т. е. полнозначных слов (изотонизм); количество безударных слогов между ударными произвольно. Чаще, чем силлабический стих, пользуется созвучиями для выделения строк: аллитерацией и рифмой. Формы, промежуточные между тоническим и силлабо-тоническим стихосложением: акцентный стих, тактовик, дольник, логаэды. Преобладает в говорном стихе и народной поэзии. 12