Смешанная федерация
Сме́шанная федера́ция, форма федеративного устройства, объединяющая в своём составе субъекты федерации, которые образованы по двум различным основаниям – национальному и территориальному.
Изначально смешанные федерации представляли собой редкий тип государства, основанного на принципах федерализма. Как правило, федерации строились на основе одного критерия – территориального или национального. Федерации западного типа (например, США, ФРГ) образовывались на основе территориального выделения субъектов, поскольку федерация рассматривалась и рассматривается прежде всего как способ децентрализации управления (Конституционное право Российской Федерации. 2014. С. 42), а начиная с 1930-х гг. 20 в. – также как форма сотрудничества разных регионов (кооперативный федерализм) (Организация государственной власти в России и зарубежных странах. 2014. С. 244). В противовес данному подходу федерации социалистического типа (Югославия, Чехословакия, СССР) строились исключительно по национальному критерию, основываясь на принципе самоопределения народов. Использование национального критерия при построении федеративного государства показало его уязвимость перед лицом сепаратистских тенденций (Чиркин. 1997. С. 36–37).
Смешанные федерации позволяют обеспечить необходимый баланс для сложных по этнорелигиозному составу государств и тем самым создать устойчивость государственного устройства. Создание федераций рассматриваемого типа являлось результатом либо исторических событий, либо необходимостью совершенствования и оптимизации текущего государственного устройства.
Примером смешанной федерации 1-го (национального) типа является Канада. В соответствии с конституционным актом «О британской Северной Америке» 1867 г. страна представляет собой федерацию 10 провинций, одна из которых – провинция Квебек – сформирована по национальному принципу. Данная провинция была присоединена к британским колониям в результате военных действий (Чиркин. 1997. С. 34).
Примером возникновения смешанной федерации 2-го (территориального) типа является Бельгия. В результате давления фламандских националистических движений принята Конституция Бельгии 1994 г., ознаменовавшая переход от унитарного к федеративному государству. Согласно данному документу, в состав Бельгии входят 3 региона (Валлония, Фландрия и обладающий особыми правами Брюссельский столичный регион), а также 3 национальных сообщества (фламандцы – 55% населения, валлоны – 35%, немецкоязычные бельгийцы – 10%) (Зверева. 2021. С. 82).
К числу смешанных федераций относится Российская Федерация. Помимо субъектного состава государства, смешанный характер федеративного устройства также проявился в сочетании договорного и конституционных механизмов, использованных при её создании (Глигич-Золотарева. 2006. С. 102). Учредительными документами, закрепляющими основы юридического статуса федерации, являлись как Конституция Российской Федерации 1993 г., так и 3 федеративных договора, заключённых перед её принятием (Федеративный договор «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации» от 31 марта 1992; Федеративный договор «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации» от 31 марта 1992; Федеративный договор «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации» от 31 марта 1992).
Три отдельных договора заложили разнотипность будущих субъектов федерации и предопределили её смешанный характер. По территориально-государственному признаку были выделены следующие федеративные образования:
национально-государственные (республики);
национально-территориальные (автономная область, автономные округа);
административно-территориальные образования (края, области, города федерального значения) (Смирнова. 2014. С. 1152).
Текущий этап развития федеративных отношений в Российской Федерации демонстрирует переход от смешанной (конституционно-договорной) к исключительно конституционной федерации. Свидетельством этому служат положения Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», ст. 50 которого специально посвящена вопросам заключения федеративных договоров: заключение подобных договоров возможно лишь в случае, если это «обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта Российской Федерации».
Дифференцированный подход, положенный в основу образования субъектов РФ, не влияет на их положение в рамках федеративного государства. Согласно ч. 4 ст. 5 Конституции РФ, во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны, что означает среди прочего единообразие конституционного подхода к распределению предметов ведения и полномочий между РФ и её субъектами и требует установления федеральным законодателем единых правил взаимоотношений федеральных органов государственной власти со всеми субъектами РФ (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1996 № 16-П).