Словакия. Здравоохранение
Здравоохране́ние в Слова́кии, принципы организации и финансирования системы предоставления медицинской помощи населению, политика и стратегия развития здравоохранения, принципы лекарственного обеспечения и медицинского образования. Система здравоохранения Словакии основана на обязательном медицинском страховании при ведущей роли государства (80 % расходов на здравоохранение). Охват программой обязательного медицинского страхования является всеобщим.
Общие расходы на здравоохранение составляют 7,23 % от ВВП (2019).
В Словакии на 10 тыс. жителей приходится: врачей – 34 (2017); лиц среднего медицинского персонала – 57 (2019); больничных коек – 58 (2019).
Государственным высшим учебным заведением, обеспечивающим подготовку кадров здравоохранения, является Словацкий медицинский университет в Братиславе, находящийся в ведении Министерства здравоохранения.
Характеристика системы здравоохранения
Министерство здравоохранения Словакии играет ключевую регулирующую роль и определяет пакет льгот для населения, устанавливает минимальное число амбулаторных и стационарных служб и обязует страховые компании заключать договоры с ними. Министерство здравоохранения также регулирует цены на лекарственные препараты. Управление по надзору за здравоохранением выступает в качестве независимого органа контроля над рынком медицинских услуг, страхования и рынком закупок.
Система здравоохранения Словакии основана на обязательном медицинском страховании, при этом ведущая роль отводится государству.
Расходы на здравоохранение. Порядок финансирования. Медицинское страхование
Общий объём расходов на здравоохранение составляет 7,23 % от ВВП, что ниже, чем в среднем по ЕС (9,9 %). Несмотря на этот относительно низкий показатель, Словакия предоставляет полный пакет льгот практически всему населению. Так, 80 % расходов на здравоохранение финансирует государство.
Основным источником средств являются уплачиваемые работодателями и работниками взносы – на них приходится около двух третей всех государственных расходов на здравоохранение. Оставшуюся треть обеспечивают общие налоговые поступления за определённые группы населения, такие как иждивенцы, студенты и пенсионеры.
Внеплановые платежи в Словакии включают платежи за лекарственные средства, отпускаемые по рецепту в амбулаторных условиях, абонентскую плату за медицинские услуги, а также прямые платежи за услуги, не покрываемые медицинским страхованием.
На фармацевтическую продукцию приходится более высокая доля расходов на здравоохранение, чем в большинстве стран ЕС (32 % по сравнению с 18,4 % в среднем по ЕС), что давно вызывает озабоченность в Словакии. Расходы на профилактику являются самыми низкими в ЕС: в 2019 г. они составили менее 1 % от всех расходов на здравоохранение (средний показатель по ЕС – 2,9 %).
В системе обязательного медицинского страхования Словакии участвуют три конкурирующие компании медицинского страхования (одна государственная и две частные). Эти компании заключают контракты с поставщиками медицинских услуг.
Министерство здравоохранения – единственный акционер государственной, самой крупной медицинской страховой компании, услугами которой пользуются 60 % населения. Теоретически охват программой обязательного медицинского страхования является всеобщим, однако 5 % населения, живущие и работающие за границей, не охвачены программой.
Хотя маргинальные группы населения застрахованы государством, они по-прежнему сталкиваются с трудностями в получении медицинской помощи. Цыганские общины составляют около 8 % населения Словакии, состояние их здоровья хуже, чем у населения в целом. Способствующими факторами являются информационные и культурные барьеры, дискриминация и проблемы доступности услуг. Для сокращения этого пробела с 2017 г. Министерство здравоохранения внедрило программу «Здоровые общины».
Инфраструктурная и кадровая обеспеченность
Предоставление медицинской помощи децентрализовано и осуществляется совместно государственными и частными поставщиками.
В стране 58 больничных коек на 10 тыс. человек населения – больше, чем в среднем по ЕС (53). В Словакии на 10 тыс. жителей приходится в среднем 34 врача (2017).
Словакия – одна из немногих стран ЕС, где обеспеченность населения медсёстрами постоянно снижается с 2000 г., а число выпускников сестринских учебных заведений сократилось более чем в 2 раза за период с 2009 по 2019 гг. Плотность медсестёр значительно ниже, чем в среднем по ЕС (57 медсестёр на 10 тыс. человек населения по сравнению с 84). Это обусловлено старением рабочей силы, относительно низкой заработной платой по сравнению с соседними странами, ухудшением условий труда с течением времени и низким статусом профессии. Значительные различия в плотности врачей и медсестёр также существуют между регионами страны: в столичном регионе Братислава самая высокая плотность врачей – 64 на 10 тыс. человек населения, в то время как в других регионах этот показатель варьирует в пределах 24 на 10 тыс. человек (2019). Несмотря на то что Министерство здравоохранения принимает меры по увеличению численности медицинских работников, вполне вероятно, что в обозримом будущем многие должности останутся незаполненными.
Показатели функционирования системы здравоохранения
За последние 20 лет ожидаемая продолжительность жизни в Словакии возросла и в 2021 г. составила 74,7 года (у мужчин – 71,2, у женщин – 78,1 года, 2021), но остаётся при этом одной из самых низких в ЕС, почти на 4 года уступая среднему показателю. По-прежнему сохраняются различия в продолжительности жизни в зависимости от социально-экономического статуса: наиболее образованный пласт населения живёт на 15 лет дольше.
Несмотря на улучшения, сердечно-сосудистые заболевания остаются ведущей причиной смерти.
Смертность от излечимых причин в Словакии также одна из самых высоких по ЕС: в 2018 г. этот показатель составил 165 смертей на 100 тыс. населения, причём четверть из них приходится на ишемическую болезнь сердца. Словакия вошла в пятёрку стран с наихудшими показателями по ишемической болезни сердца, а также в тройку стран с худшими показателями по колоректальному раку, раку молочной железы и пневмонии.
Почти половина всех смертей в Словакии обусловлена потенциально предотвратимыми поведенческими и экологическими причинами. Только на долю диетических рисков пришлось 26 % всех смертей в 2019 г., что значительно выше среднего показателя 17 % по ЕС. Уровень ожирения среди взрослых и подростков растёт и превышает средний показатель по ЕС. Это отчасти вызвано неправильным питанием и ограниченной физической активностью. Высокая распространённость курения как среди взрослых, так и среди подростков остаётся проблемой общественного здравоохранения. В то время как потребление табака взрослым населением за последнее десятилетие снизилось в большинстве стран мира, в Словакии оно остаётся стабильным и превышает средний уровень по ЕС. Потребление алкоголя сопоставимо со средним показателем по ЕС.
Значительные успехи в области здравоохранения могут быть достигнуты, если приоритет будет отдан профилактике. Исторически сложилось так, что Словакия отстаёт от других стран ЕС по инвестициям в укрепление здоровья и профилактику заболеваний. Несмотря на принятие национальной программы по укреплению здоровья в 2014 г., конкретные действия по устранению таких факторов риска, как табакокурение и употребление алкоголя, а также профилактика ожирения, остаются ограниченными. Налоги на табачные изделия были повышены в 2021 г.
Для Словакии характерно значительное бремя онкологических заболеваний, при этом по уровню смертности от них она занимает 2-е место в ЕС.
Показатели пятилетней выживаемости при раке после постановки диагноза в целом ниже средних показателей по ЕС, что связано с низким уровнем скрининга и проблемами доступности лечения. Показатели охвата онкологическим скринингом являются одними из самых низких в ЕС (31 % женщин в возрасте 50–69 лет участвовали в скрининге на предмет рака молочной железы, 46 % женщин в возрасте 20–69 лет прошли скрининг на предмет рака шейки матки в 2017–2018).
Страна наращивает усилия по снижению бремени онкологических заболеваний. Первый национальный план Словакии по борьбе с раком был принят в 2018 г.
Были запланированы запуски трёх общенациональных скрининговых программ, однако пандемия COVID-19 оказала негативное влияние на их реализацию. Национальный институт онкологии, созданный в 2018 г., сосредоточивает свою деятельность на изучении эпидемиологии, проведении скрининга, диагностики, профилактики и лечения онкологических заболеваний, научных исследований и на создании платформ для образования (Slovakia. Country Health Profile. 2021).
Подготовка медицинских кадров
Государственным высшим учебным заведением, обеспечивающим подготовку кадров здравоохранения, является Словацкий медицинский университет в Братиславе, находящийся в ведении Министерства здравоохранения. В составе университета 4 факультета: медицинский факультет, факультет общественного здравоохранения, факультет сестринского дела и профессиональных медицинских исследований. Факультет медицинских наук находится в Банска-Бистрице (Fakulta zdravotníctva so sídlom v Banskej Bystrici // Slovenská Zdravotnícka Univerzita).
Обучение медицине по специальностям «лечебное дело» и «стоматология» возможно в Университете имени Я. А. Коменского в Братиславе (Lekárska fakulta. Univerzita Komenského v Bratislave), а также в филиале университета на медицинском факультете имени Яна Ессениуса в Мартине на севере страны (Jesseniova lekárska fakulta v Martine. Univerzita Komenského v Bratislave), Университете имени Павла Йозефа Шафарика в Кощице (Lekárska fakulta. Univerzita Pavla Jozefa Šafárika v Košiciach). Обучение доступно на английском языке. Университет имени Коменского также включает фармацевтический факультет.