Скотти Михаил Иванович
Ско́тти Михаи́л Ива́нович [Микель Анджело (Микеланьоло) Пьетро Скотти, Michel Angelo (Michelagnolo) Pietro Scotti] [17(29).10.1814, Санкт-Петербург – 22.2.1861, Париж], российский живописец, график, педагог итальянского происхождения; академик (1845), профессор (1855) Императорской Академии художеств.
Родился в семье декоратора Дж. Б. Скотти. Крещён в католической церкви Святой Екатерины в Санкт-Петербурге. После кончины отца в 1831 г. вместе с матерью Елизаветой Фридриховной (урожденной Тарди), сестрой Варварой и младшим братом Алоизием Карлом получил российское подданство.
В 1832 г. определён в качестве «постороннего ученика» Императорской Академии художеств в класс исторического живописца А. Е. Егорова. Награждён большой серебряной медалью за рисунки с натуры; за написанный с натуры «Портрет скульптора Н. С. Пименова» (1835, Третьяковская галерея, Москва) удостоен малой серебряной медали. В 1835 г. за картину по программе «Патриотизм нижегородских граждан в 1612 году» (местонахождение неизвестно) награждён малой золотой медалью и удостоен звания неклассного (свободного) художника и рисовального учителя. В 1836 г. исполнил серию портретных рисунков детей А. Е. Егорова, натурщиков и воспитанников Академии (Третьяковская галерея, Русский музей, Исторический музей), а также графические портреты конференц-секретаря Академии художеств В. И. Григоровича, книгоиздателя И. В. Слёнина, гравёра А. Г. Ухтомского (все – Третьяковская галерея).
В 1837–1838 гг. приглашён посещавшим занятия в мастерской Егорова ценителем искусств И. Д. Шепелевым в усадьбу отца (ныне в черте г. Выкса) – владельца Выксунских заводов. Для усадебного театра, представлявшего собой уменьшенную копию Мариинского театра в Санкт-Петербурге, расписал плафон и создал декорации для постановки двух опер – «Цампа, или Мраморная невеста» Л.-Ж.-Ф. Герольда (1831) и «Вольный стрелок» К. М. фон Вебера (1821); выполнил иконы для Главной церкви при Выксунском чугунно-плавильном заводе (все не сохранились).
В июле 1838 г. вместе с семейством графа И. П. Кутайсова, меценатом и зятем И. Д. Шепелева, отправился из Санкт-Петербурга морем в Италию. Выставил в мастерской живописца Ф. А. Бруни в Риме 5 января 1839 г. пять жанровых работ и портретов с натуры; посетивший выставку великий князь Александр Николаевич заказал Скотти картину «Три неаполитанца» (1839, Русский музей). Плодотворно работал в Италии, создав ряд произведений в духе романтизма: во Флоренции исполнил картины «Неизвестная на могиле графини Е. Д. Кутайсовой в лунную ночь» (1839, Государственный музей-заповедник «Петергоф»), «Портрет графа И. П. Кутайсова с детьми» (1839, Русский музей), «На карнавале в Венеции» (1839, Третьяковская галерея), «Итальянская сцена» («Букет для мадонны», 1841, частное собрание); в Риме – многочисленные графические работы и картины: «Аллегория любви» (1841), «Гадание» (1841, обе – частное собрание), «Портрет Е. Карлгоф» (1842, Русский музей), «Портрет М. П. Бибикова в маскарадном костюме 17 века» (1843, Третьяковская галерея).
В 1842 г. принял участие в ежегодной интернациональной выставке в Риме на Пьяцца дель-Пополо, а осенью 1842 г. на выставке в Академии художеств в Санкт-Петербурге экспонировалась его картина «Итальянка с розаном в руке» (1842, Русский музей). В Риме подружился с архитекторами-пенсионерами: Н. Л. Бенуа, братьями Н. Е. Ефимовым и Д. Е. Ефимовым, А. И. Резановым. Возможно, их влиянием объясняется увлечение Скотти интерьерной живописью. Так, в Риме великой княгиней Марией Николаевной была организована выставка работ русских пенсионеров 17 марта 1843 г., где Скотти показал четыре произведения: «Внутренний вид храма Святого Франциска в Ассизи», «Внутренний вид церкви», «Архитектурный вид Золотого дворца в Венеции» и «Портрет» (не сохранились).
Лето 1843 г. провёл вместе с пенсионерами Академии, живописцами В. Е. Раевым и В. И. Штернбергом на этюдах в Аричче, совершил поездку во Фраскати, исполнил зарисовки виллы Фальконьери. Осенью 1843 г. совместно с Н. Л. Бенуа, А. И. Резановым и Штернбергом работал над акварельными карикатурами для подарочного альбома начальнику над российскими художниками в Риме П. И. Кривцову (Третьяковская галерея), где были отмечены особенности римской жизни колонистов, при этом остроумно критиковались их пороки и недостатки; в альбоме имеется изображение Скотти, выполненное Н. Л. Бенуа. К изобразительному ряду альбома приложена поэма, сочинённая Резановым и Н. А. Рамазановым.
Вернувшись вместе с Кривцовым в Санкт-Петербург в феврале 1844 г., в декабре того же года получил заказ на написание икон для русской посольской церкви (Святителя Николая Чудотворца) в Константинополе и отправился туда для контроля за постановкой образов в храме. Там же исполнил «турецкую серию» акварелей и рисунков – преимущественно жанровых сценок, носящих этнографический характер (акварели «Кафе в Константинополе», 1844; «Сцена у фонтана», 1845; «Рынок оружия в Константинополе», 1845, все – Русский музей; «В гареме», 1844–1845, Третьяковская галерея, и др.), подчас отмеченных тонким юмором («Сцена в комнате», 1845, Русский музей).
В конце марта 1845 г. возвратился в Россию. Совет Императорской Академии художеств определил в ноябре 1845 г. возвести Скотти в звание академика как художника, заслужившего известность итальянскими и турецкими работами.
Во второй половине 1840-х гг. мастер работал в основном в жанре портрета, тяготеющего к камерным формам («Пять братьев Бенуа», 1847; «Портрет архитектора Р. И. Кузьмина», 1849, оба – Русский музей). Одновременно Скотти обратился к религиозной живописи. В 1845–1846 гг. работал над 28 образами для Спасо-Преображенского Староярмарочного собора в Нижнем Новгороде (проект О. Монферрана), исполнил 14 икон для походной церкви императрицы Александры Фёдоровны, 24 образа в иконостас для церкви при дворце в Лазенках (проект К. А. Тона). В 1847 г. приступил к изготовлению двух малых иконостасов (34 образа) в приделы церкви Благовещенья в Конногвардейском полку в Санкт-Петербурге (архитектор Тон; освящена в марте 1849 г., не сохранилась; икона Богоматери из этого цикла хранится в Русском музее). В 1851–1855 гг. работал над написанием 57 образов для церкви Святого Мирония лейб-гвардии Егерского полка в Санкт-Петербурге (проект Тона, не сохранилась; 11 икон цикла в Русском музее), за которые удостоен Академией художеств звания профессора исторической живописи (1855).
В ноябре 1848 г. приезжал в Москву, где знакомился с преподавателями и учениками Московского училища живописи и ваяния (МУЖВ). В сентябре 1849 г. приступил к работе в училище, совмещая должности преподавателя и инспектора. В Москве Скотти вошёл в круг патриотически настроенных историков, литераторов и живописцев. Внёс существенный вклад в развитие московской школы живописи. В 1850–1851 гг. по заказу А. И. Лобкова, казначея МУЖВ и любителя русской археологии, работал над серией исторических картин, посвящённых событиям Смутного времени: «Минин и Пожарский» (1850, Нижегородский художественный музей), «Подвиг Ивана Сусанина» (1851, Третьяковская галерея), «Архимандрит Дионисий Зобниновский вручает патриотическую грамоту воину» (1851, Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник). Эмоциональная насыщенность сюжета, патетика чувств и смятённое состояние души героев характерны для романтического восприятия автором исторических событий.
Скотти уволен из МУВЖ 11(23) ноября 1855 г. из-за ухудшения зрения. В январе 1856 г. состоялось его торжественное прощание с воспитанниками училища. Среди учеников Скотти, ставших впоследствии известными живописцами, Н. В. Неврев, С. М. Шухвостов и В. В. Пукирев. Особенно предан учителю был Н. М. Быковский, сопровождавший его впоследствии в путешествии за границу.
В 1856–1860 гг. в Риме. Второй итальянский период не отмечен какими-либо значительными произведениями. Сохранились лишь многочисленные рисунки живописных уголков Тиволи, виллы д’Эсте (август 1857). Весной 1859 г. совершил путешествие в Испанию. В ноябре 1859 г. приезжал в Москву для оформления доверенности и духовного завещания. После тяжёлой онкологической операции в сентябре – декабре 1860 г. жил на озере Комо и в Милане. В январе 1861 г. перебрался в Париж.
Похоронен на кладбище Монмартр (Северном кладбище) в Париже.