Монье Жан-Лоран
Монье́ Жан-Лора́н (Jean-Laurent Mosnier) (1743 или 1744, Париж – август 1808, Санкт-Петербург), французский живописец, миниатюрист, портретист; академик Императорской академии художеств (1802). Один из наиболее значительных представителей россики.
Художественное образование получил в Академии Святого Луки (Париж). В середине 1770-х гг. успешно исполнил несколько миниатюрных изображений королевы Марии Антуанетты, принёсших ему известность. В дальнейшем работал при дворе короля Людовика XVI. В 1786 г. стал членом Королевской академии живописи и скульптуры, в 1788 г. за портреты скульптора Ш.-А. Бридана (1788, Национальная высшая школа изобразительных искусств, Париж) и художника Л. Ж.-Ф. Лагрене-старшего (1788, Версальский дворец) был избран академиком. Экспонировал свои картины в Салонах 1787 и 1789 гг.
Становление карьеры Монье и его первая известность связаны с портретной миниатюрой на кости. Современники нередко именовали Монье «Росленом миниатюры» (см. А. Рослин).
Работам художника присущи живописность, декоративность. Ему хорошо удавалась передача фактуры разных материалов. Большое внимание Монье уделял воспроизведению элегантного антуража, демонстрации аксессуаров. Характерной особенностью миниатюр был выразительный, динамичный мазок, особенно заметный в написании одежд и драпировок, а также активное использование бликов.
В 1780-е гг. Монье стал получать многочисленные заказы на станковые произведения. В числе его моделей придворная дама королевы – Мария Тереза Луиза Савойская, принцесса де Ламбаль (1780, здание Мэрии коммуны Ламбаль-Армор, Бретань), мэр Парижа Ж. С. Байи (1789, Музей Карнавале, Париж). К французскому периоду творчества относится и «Автопортрет» (1786, Эрмитаж, Санкт-Петербург), на котором живописец представил себя в обстановке мастерской.
В конце 1790 г. – начале 1791 г. на фоне разворачивающихся революционных событий Монье покинул Париж и эмигрировал в Великобританию, поселился в Лондоне. Принимал ежегодное участие в выставках Королевской академии художеств (1791–1796). Пользовался покровительством Дж. Рейнолдса. Произведения Монье этого периода, соединившие романтические достижения английских живописцев и традиции французской академической школы, были разнообразны по типологии и художественному решению. Именно в Лондоне он начал регулярно использовать пейзажные фоны (портрет Т. Г. Грехема, 1792, частное собрание; портрет М. Калландер с сыном Дж. Кирни, 1795, Йельский центр британского искусства, Йельский университет, Нью-Хейвен, штат Коннектикут).
В 1797 гг. Монье переехал в Гамбург, где продолжил работать главным образом в области парадного светского портрета, давал уроки молодым живописцам. В германских землях среди его моделей оказались российские заказчики: семья министра-резидента И. М. Муравьёва-Апостола («Портрет графа И. М. Муравьёва-Апостола с дочерью Елизаветой», 1799, Новгородский государственный объединённый музей-заповедник, и парный к нему «Портрет А. С. Муравьёвой-Апостол с сыном Матвеем и дочерью Екатериной», 1799, Русский музей, Санкт-Петербург). Также Монье исполнил портрет приехавшего из России герцога Ф. К. Л Гольштейн-Бека (1798, Третьяковская галерея, Москва).
В июле 1802 г. Монье прибыл в Санкт-Петербург и в том же году был удостоен звания академика Императорской Академии художеств (ИАХ). Участвовал в академических выставках. В октябре 1806 г. был рекомендован президентом ИАХ графом А. С. Строгановым на пост педагога портретного класса для «усовершенствования воспитанников в колорите и для сообщения им тех сведений, которые он по сей части имеет» (Сборник материалов для истории Императорской Санкт-Петербургской Академии художеств ... 1864. Ч. 1. С. 488). Вступил в должность в 1807 г. Портретный класс был разделён между Монье (в начале 19 в. фамилия мастера в ряде случаев писалась как Моанье) и С. С. Щукиным поровну. Под надзором французского живописца оказались 14 учеников 3-го и 4-го возраста, а также выпускники, оставшиеся при ИАХ. По поручению графа Строганова Монье наблюдал за копированием картин в его частной галерее. Несмотря на краткий срок пребывания мастера на посту педагога, его ученики «оказали видимые успехи и оправдали надежду Академии на искусство и прилежание г. Монье» (Торжественные публичные собрания ... 2016. С. 135).
Известно свыше 30 произведений, созданных художником в России. Его кисти принадлежат портреты представителей августейшей семьи: императора Александра I (около 1806, Исторический музей, Москва; Эрмитаж; портретный этюд головы в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), императрицы Марии Фёдоровны (1807, Музей-усадьба «Кусково», Москва). Неоднократно Монье портретировал императрицу Елизавету Алексеевну (1802, Третьяковская галерея; авторское повторение – 1803, частное собрание; 1805, Челябинская областная картинная галерея; 1807, Русский музей; 1807, Нижегородский государственный художественный музей).
Профессионализм Монье, его умение представить модель респектабельно и элегантно, репутация живописца французского королевского двора привлекали к нему многочисленных заказчиков. Круг клиентов мастера преимущественно составляли представители знати (Юсуповы, Нарышкины, Строгановы, Муравьёвы, Толстые, Суворовы, Комбурлеи и др.). Критика тех лет подчёркивала умение Монье передавать сходство. Хотя произведения живописца в большинстве случаев выдержаны в рамках классицистической академической манеры, в ряде случаев в них можно уловить оттенки сентиментализма («Портрет графа Александра Толстого», 1802, Литовский национальный художественный музей, Вильнюс) или романтизма («Портрет графа А. П. Строганова», 1805; «Портрет графа П. А. Строганова», 1808, оба – Русский музей).
В последующие годы произведения мастера регулярно становились объектом для копирования, часть его портретов были гравированы (Н. И. Уткиным, Г. А. Афанасьевым, Е. О. Скотниковым и др.).