Швецов Аркадий Дмитриевич
Швецо́в Арка́дий Дми́триевич [12(24).1.1892, посёлок Нижне-Сергинского завода, ныне г. Нижние Серги, Свердловская область – 19.3.1953, Москва], советский генеральный конструктор поршневых авиационных двигателей, генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы (1948). Доктор технических наук (1940). Герой Социалистического Труда (1942). Лауреат четырёх Сталинских премий (1942, 1943, 1946, 1948). В 1934–1953 гг. под его руководством созданы авиационные поршневые двигатели воздушного охлаждения более 10 типов.
Родился в семье школьного учителя. В 1909 г. окончил в Перми Алексеевское реальное училище (ныне Пермский авиационный техникум имени А. Д. Швецова).
Во время Первой мировой войны работал токарем на заводе «Динамо» в Москве. Там раскрылся его талант конструктора станочных приспособлений. В начале 1917 г. руководство завода предложило ему место техника-конструктора.
В 1921 г. по окончании обучения в Московском высшем техническом училище (МВТУ, ныне Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана) получил диплом инженера-механика по двигателям внутреннего сгорания, и с 1922 по 1934 гг. работал на заводе «Мотор» (г. Москва, с 1927 завод № 24 имени М. В. Фрунзе, ныне Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют»), на котором прошёл путь от заведующего техническим бюро до технического директора завода.
В 1925–1926 гг. под руководством Швецова разработан пятицилиндровый звёздообразный авиационный двигатель М-11, первый отечественный серийный авиационный двигатель воздушного охлаждения. Он выпускался до 1940 г. (а его модификации до 1952) и устанавливался на самолётах У-2 (По-2), АИР-6, УТ-2, Як-18.
В 1931–1934 гг. Швецов был в командировке в США, где на заводе Curtiss-Wright изучал технологию производства радиального авиационного двигателя Wright R-1820 Cyclone.
В 1934 г. СССР закупил в США лицензию на производство двигателя Wright R-1820 Cyclone. Для освоения технологии производства и организации серийного выпуска отечественных аналогов М-22 американского двигателя был специально построен завод № 19 в Перми. С 1 апреля 1934 г. главный конструктор завода (с июня 1938 также технический директор завода).
Создание отечественного поршневого авиационного двигателя воздушного охлаждения М-25 было завершено в 1934 г. и с 1935 г. начато его серийное производство. Этот двигатель с 1937 г. устанавливали на серийный истребитель И-15, созданный авиаконструктором Н. Н. Поликарповым в 1933 г. (первые образцы с двигателями Wright Cyclone SGR-1820 F-3, затем с М-22).
В 1939 г. конструкторский отдел завода преобразован в Опытно-конструкторское бюро №19 (ОКБ № 19), главным конструктором ОКБ № 19 с 11 декабря 1939 г. стал Швецов. В этой должности он проработал до конца жизни.
Осенью 1940 г. Высшая аттестационная комиссия за большой научно-технический вклад, внесённый в создание авиадвигателей, присудила Швецову без защиты диссертации учёную степень доктора технических наук.
В мае 1941 г. новый двигатель АШ-82 прошёл государственные испытания и был запущен в серийное производство. Мощность двигателей последовательно росла: моторы АШ-62ИР устанавливали на самолёты Ли-2, Ан-2; моторы АШ-82, АШ-82ФН – на истребители Ла-5 и Ла-7, бомбардировщики Ту-2 и Пе-8, пассажирские самолёты Ил-12; мотор АШ-82Т (создан в 1951 на базе АШ-82ФН) – на самый массовый послевоенный среднемагистральный самолёт Ил-14.
В 1934–1953 гг. под руководством Швецова созданы и серийно выпускались поршневые двигатели воздушного охлаждения более 10 типов: М-25 (1934), АШ(М)-62 (1937), М-63 (1939), АШ(М)-82 (1941), АШ(М)-82Ф (1942), АШ(М)-82ФН (1943), М-71 (1942), АШ-73 (1945), АШ-21 (1946), АШ-2ТК (28-цилиндровый, четырёхрядный мощностью 4 тыс. л. с.), АШ-2К (комбинированный турбинно-поршневой двигатель мощностью 4,5 тыс. л. с.). Они устанавливались на самолёты Н. Н. Поликарпова, А. Н. Туполева, С. А. Лавочкина, П. О. Сухого, С. В. Ильюшина, О. К. Антонова, вертолёты М. Л. Миля, А. С. Яковлева и сыграли важную роль в победе над фашизмом и в развитии отечественной авиации в послевоенное время.
В 1943 г. Швецову присвоено звание главного конструктора 1-й степени по моторам (с 1947 – генеральный конструктор), а созданным под его руководством авиационным моторам Государственный комитет обороны постановлением от 6 марта 1944 г. «О введении новых названий авиационных моторов» присвоил индекс АШ (аббревиатура «Аркадий Швецов»).
В 1944 г. ему было присвоено воинское звание генерал-майора авиационно-технической службы. Следующее воинское звание генерал-лейтенанта инженерно-авиационной службы Совет Министров СССР присвоил Швецову 17 июля 1948 г.
Лауреат трёх Сталинских премий 1-й степени (1942 за 1941, 1943 за 1942, 1948) и одной Сталинской премии 2-й степени (1946 за 1943–1944).
Награждён пятью орденами Ленина (1936, 1942, 1945, 1949, 1952), орденом Суворова 2-й степени (1944), орденом Кутузова 1-й степени (1945), орденом Трудового Красного Знамени (1952), медалями.
Депутат Верховного Совета СССР 2-го и 3-го созывов (с 1946).
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Именем Швецова названы авиационный техникум и улица в Перми. На родине конструктора, в г. Нижние Серги, установлен памятник.