Яковлев Александр Сергеевич
Я́ковлев Алекса́ндр Серге́евич [19.3(1.4).1906, Москва – 22.8.1989, там же], советский авиаконструктор, академик АН СССР (1976; член-корреспондент с 1943), генерал-полковник инженерно-авиационной службы (с 1951 генерал-полковник инженерно-технической службы, с 1971 генерал-полковник-инженер, с 1984 генерал-полковник авиации) (1946), дважды Герой Социалистического Труда (1940, 1957). С 1922 г. заинтересовался авиацией, строил летающие авиамодели. В 1924 г. построил планёр АВФ-10, в 1927 г. – лёгкий самолёт АИР-1 [19 июля 1927 установил мировые рекорды дальности (1420 км) и продолжительности (15 ч 30 мин) полёта по маршруту Севастополь – Москва]. В 1931 г. окончил Военно-воздушную академию РККА имени профессора Н. Е. Жуковского, работал на авиационном заводе № 39. В 1932 г. сформировал конструкторское бюро лёгкой авиации. В 1934 г. группа была выделена в отделение конструкторско-производственного бюро (КПБ, позднее завод № 115). С 1935 г. главный конструктор, в 1956–1984 гг. генеральный конструктор в ОКБ имени А. С. Яковлева. В 1940–1946 гг. одновременно заместитель наркома (с 1946 министра) авиационной промышленности, заведующий кафедрой проектирования и конструкции самолётов в МАИ (1944–1945, 1958–1959), председатель научного совета Министерства авиационной промышленности СССР (1946–1948).
Под руководством А. С. Яковлева создано более 100 серийных типов и модификаций самолётов, среди них: самолёт местной связи АИР-6 (1932); учебно-тренировочные самолёты (монопланы) УT-2 (1935) и УТ-1 (1936), Як-11 (1945), Як-18 (1946), Як-18Т (1967), Як-52 (1974); поршневые истребители Як-1 (1940), Як-7 (1941), Як-9 (1942) и Як-3 (1943); первый принятый на вооружение советский реактивный истребитель Як-15 (1946), первый советский всепогодный перехватчик Як-25 (1949); вертолёт Як-24 (начало эксплуатации в 1955); сверхзвуковой разведчик Як-27Р (1958); сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик Як-28 (1958); самолёты вертикального взлёта и посадки Як-36 (1964), Як-38 (1972); лёгкий многоцелевой Як-12 (1947) и спортивные самолёты Як-18П (ПМ, ПС), Як-50, Як-55 (в период с 1960 по 1981), на которых установлено 45 рекордов мира и Европы по высшему пилотажу; реактивные пассажирские самолёты Як-40 (1966), Як-42 (1975) и др. На самолётах Яковлева установлено 74 мировых рекорда.
Лауреат Ленинской премии (1972), Сталинской премии 1-й степени (1940, 1941, 1942, 1943–1944, 1946, 1947), Государственной премии СССР (1977).
Награждён орденами Красной Звезды (1933), Ленина (1939, 1940, 1942, 1944, 1945, 1950, 1956, 1966, 1981, 1984), Суворова 2-й (1944) и 1-й (1945) степеней, Красного Знамени (1944, 1955), Отечественной войны 1-й степени (1945), Октябрьской Революции (1971), Трудового Красного Знамени (1975), Золотой авиационной медалью Международной авиационной федерации (1967) и др. Офицер ордена Почётного легиона.
Похоронен на Новейшей территории Новодевичьего кладбища в Москве.
Именем А. С. Яковлева названы улицы в Москве, Новороссийске, Улан-Удэ; бронзовый бюст установлен в Москве (1976).