Сухой Павел Осипович
Сухо́й Па́вел О́сипович [10(22).7.1895, село Глубокое, Дисненский уезд, Виленская губерния, ныне город Витебской области, Белоруссия – 15.9.1975, Москва], российский авиаконструктор, дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1965), один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации. Родился в семье учителя народной школы. В 1915 г. поступил в Императорское Московское техническое училище (ныне МГТУ), посещал воздухоплавательный кружок, которым руководил Н. Е. Жуковский. В 1916 г. призван в армию, в 1917 г. участвовал в Первой мировой войне 1914–1918 гг. После окончания Московского высшего технического училища (1925) работал в КБ А. Н. Туполева в ЦАГИ и на заводе № 156 (инженер-конструктор, начальник бригады, заместитель главного конструктора). В этот период П. О. Сухой под общим руководством А. Н. Туполева создал истребители И-4, И-14 (истребитель-моноплан – первый в СССР самолёт такого типа с убирающимся в полёте шасси), самолёты АНТ-25 и АНТ-37бис «Родина». В 1939–1940 гг. главный конструктор авиазавода № 135 в Харькове, принимал участие в разработке самолёта «Иванов» (АНТ-51), закончившейся созданием боевого многоцелевого самолёта Су-2, применявшегося в первые годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. В 1940–1949 гг. главный конструктор КБ, базировавшегося на ряде заводов в Подмосковье и Москве, одновременно директор этих заводов. В 1942–1943 гг. под его руководством создан бронированный штурмовик Су-6. В 1949–1953 гг. снова заместитель главного конструктора в КБ А. Н. Туполева. С 1953 г. главный конструктор вновь воссозданного своего КБ, с 1956 г. генеральный конструктор. В послевоенные годы был в ряду первых советских авиаконструкторов, возглавивших работы в области реактивной авиации; создал несколько опытных реактивных истребителей. Под его руководством разработан ряд серийных боевых машин, в числе которых – истребитель Су-7 со скоростью полёта, вдвое превысившей скорость звука, истребители-перехватчики Су-9, Су-11, Су-15 и Су-17, первый советский самолёт с изменяемой в полёте стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25. На экспериментальных самолётах Т-431 и Т-405 конструкции П. О. Сухого установлены два мировых рекорда высоты (1959, 1962), два мировых рекорда скорости полёта по замкнутому маршруту (1960, 1962). На экспериментальном самолёте Т-4, рассчитанном на скорость полёта, втрое превышающую скорость звука, впервые в СССР были широко использованы титан и высокопрочная нержавеющая сталь, а также применена электродистанционная система управления самолётом; начата разработка высокоманёвренного истребителя Су-27 с интегральной аэродинамической компоновкой.
В Гомеле установлен бюст П. О. Сухого (1977); его именем названы Московский машиностроительный завод (1975, ныне «ОКБ Сухого»), Гомельский государственный технический университет (1995), улицы в Москве (2004) и Гомеле.
Ленинская премия (1968), Сталинская премия 1-й степени (1943), Государственная премия СССР (1975, посмертно), Государственная премия РФ (1996, посмертно).
Награждён орденом Ленина (1945, 1957, 1975), Золотой медалью имени А. Н. Туполева АН СССР (1975).
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.