Лавочкин Семён Алексеевич
Ла́вочкин Семён Алексе́евич [29.8(11.9).1900, Смоленск – 9.6.1960, полигон Сарышаган, Казахская ССР, ныне Республика Казахстан, похоронен в Москве], российский авиаконструктор, член-корреспондент АН СССР (1958), генерал-майор инженерно-авиационной службы (1944), дважды Герой Социалистического Труда (1943, 1956). Окончил МВТУ (1927). Работал в ряде самолётостроительных КБ, затем в Главном управлении авиационной промышленности. С 1939 г. главный конструктор, руководитель КБ в Химках, с 1956 г. генеральный конструктор ОКБ (ныне НПО имени С. А. Лавочкина). Под его руководством в 1940–1944 гг. созданы истребители ЛаГГ-3 (совместно с М. И. Гудковым и В. П. Горбуновым), Ла-5, Ла-5Ф, Ла-5ФН, Ла-7, имевшие высокие боевые качества и сыгравшие большую роль в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. При их разработке С. А. Лавочкин рационально сочетал деревянную конструкцию планёра (применив особо прочный материал – дельта-древесину) с надёжным поршневым двигателем, имевшим высокие технические характеристики в широком диапазоне высот полёта (например, АШ-82ФН, форсированный, с непосредственным впрыском, мощностью 1360 кВт, конструктор А. Д. Швецов). Компоновка самолётов Ла-5 (и их модификаций), Ла-7 обеспечивала надёжную защиту лётчика в передней полусфере обстрела. В послевоенные годы созданы серийные и экспериментальные истребители, в том числе: Ла-160 (1947) – первый отечественный самолёт со стреловидным крылом; Ла-176 (1948), на котором впервые в СССР была достигнута скорость полёта, равная скорости звука; всепогодный двухместный истребитель Ла-200 (1949) с мощной радиолокационной станцией на борту; сверхзвуковой истребитель Ла-190 (1951) и др. Истребитель Ла-15 (1948), выпущенный малой серией (500 машин), стал последним серийным самолётом Лавочкина. В 1950–1954 гг. под руководством Лавочкина разработан беспилотный самолёт-мишень Ла-17 (с модификациями выпускался до 1993), применялся его разведывательный вариант в качестве беспилотного фронтового фоторазведчика (прообраз современных беспилотных разведывательных летательных аппаратов). Под руководством Лавочкина создан ряд образцов ракетной техники: первая отечественная система ПВО с зенитными управляемыми ракетами (стационарная зенитно-ракетная система С-25 «Беркут»; принята на вооружение в 1955) для обороны Москвы от средств воздушного нападения противника; в 1957–1960 гг. испытана межконтинентальная сверхзвуковая стратегическая космическая ракета «Буря» («изделие 350», Ла-350) – первый в СССР аппарат, способный к длительному полёту в атмосфере со скоростью около 3817 км/ч.
Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946, 1948).
Награждён орденами Ленина (1941, 1943, 1950). Бронзовый бюст Лавочкина установлен в Смоленске.
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.