Поликарпов Николай Николаевич
Полика́рпов Никола́й Никола́евич [28.5(9.6).1892, выселок Поповка близ села Георгиевское, Ливенский уезд, Орловская губерния, ныне Калинино, Ливенский район, Орловская область – 30.7.1944, Москва], российский учёный, авиаконструктор, Герой Социалистического Труда (1940). Родился в семье священника. Окончил механическое отделение Петроградского политехнического института (ныне Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого) и курсы авиации и воздухоплавания при нём (1916). После работал на Русско-Балтийском заводе (Петроград, ныне Санкт-Петербург), где под руководством И. И. Сикорского участвовал в постройке самолёта «Илья Муромец». С 1918 г. на заводе «Дукс» в Москве (с конца 1918 Государственный авиационный завод № 1, с 2013 ракетно-космический центр «Прогресс»), руководил техническим отделом. В 1923 г. Н. Н. Поликарпов создал первый советский истребитель-моноплан И-1 (ИЛ-400) и разведчик Р-1 (биплан), ставший первым массовым серийным советским самолётом. С 1926 г. начальник отдела сухопутного самолётостроения Центрального конструкторского бюро «Авиатрест». В 1927 г. создал истребитель И-3, в 1928 г. – разведчик Р-5 (получил широкую известность в связи со спасением экспедиции парохода «Челюскин»), самолёт первоначального обучения У-2, получивший всемирную известность и переименованный в По-2 после его смерти. В 1929 г. необоснованно репрессирован (амнистирован в 1931, реабилитирован в 1956), направлен в Особое конструкторское бюро (ЦКБ-39 ОГПУ), организованное в Бутырской тюрьме, затем переведённое на Московский авиазавод № 39 имени В. Р. Менжинского; совместно с Д. П. Григоровичем в 1930 г. разработал истребитель И-5, который находился на вооружении 9 лет. В 1933–1938 гг. руководил созданием истребителей И-15, И-16, И-153 «Чайка», И-180, составивших основу советской истребительной авиации в предвоенные годы. С 1940 г. – главный конструктор Государственного завода № 51 и начальник ОКБ-51. Поликарпов одним из первых разделил проектирование самолётов на специализированные части. В 1938–1944 гг. разработал ряд опытных военных самолётов И-185 (1939), И-190 (1939), И-195 (1940), тяжёлый истребитель сопровождения (ТИС, 1940) и др. Одной из последних его работ был проект ракетного истребителя «Малютка». С 1943 г. профессор и заведующий кафедрой конструкций самолётов МАИ. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва (1937).
Сталинские премии (1941, 1943).
Награждён орденами Ленина (1935, 1940).
Похоронен на Старой территории Новодевичьего кладбища в Москве.
Именем Н. Н. Поликарпова назван пик на Памире.