Швейцария. Музыкальная культура
Музыка́льная культу́ра Швейца́рии. Пёстрый этнический состав обусловил многообразие народной музыкальной традиции Швейцарии, а особенное географическое положение – тесную связь швейцарских музыкантов с музыкальными культурами соседних стран как в прошлом, так и ныне.
Древнейшая в Швейцарии профессиональная музыкальная школа в Санкт-Галлене, с уникальной невменной традицией григорианского хорала, многим обязана Германии. Швейцарский теоретик Г. Глареан с 1529 г. преподавал во Фрайбургском университете, а в новаторском учении о церковных ладах («Додекахорд», трактат издан в 1547) опирался не на швейцарскую, а преимущественно на франко-фламандскую музыку. Швейцарский музыкант Л. Зенфль всю жизнь работал в Германии. Музыку монодических распевов т. н. Женевской Псалтири (1-е издание 1539, окончательная редакция 1562; см. в статье Кальвинизм) сочинили малоизвестные французские композиторы; использовались также католические и лютеранские прототипы.
В эпоху раннего барокко в Швейцарии появились публичные музыкальные общества – впервые в Цюрихе (1613) и Санкт-Галлене (1620). Влияние Германии продолжало ощущаться и в дальнейшем; так, в 1801 г. основатель первого швейцарского профессионального хора Singinstitut («Песенный институт», 1805) Х. Г. Негели выпустил одно из первых изданий «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха, в 1803 г. – 1-е издание фортепианных сонат op. 31 Л. ван Бетховена. Значительную роль в концертной жизни выполняло Швейцарское музыкальное общество в Цюрихе (1812).
В середине 19 в. пианист, хормейстер и композитор В. Баумгартнер пропагандировал в Швейцарии новаторские идеи Р. Вагнера. В 1841 г. монах-цистерцианец из Веттингена А. Цвиссиг приспособил написанный им в 1835 г. латинский гимн «Diligam te Dominе» к патриотическому немецкому тексту Л. Видмера «Trittst im Morgenrot daher»; песня вошла в широкое употребление (с 1981 Национальный гимн Швейцарии).
В конце 19 – начале 20 вв. Э. Жак-Далькроз разработал особый метод обучения детей музыке, позднее получивший всемирное распространение. Работавшие на рубеже 19–20 вв. К. Неф и П. Вагнер (немец, жил в Швейцарии около 40 лет) заложили основы современного швейцарского музыкознания.
Ведущие швейцарские композиторы 20 – начала 21 вв.: О. Шёк, Ф. Мартен, В. Буркхард, Г. Зутермейстер; после Второй мировой войны проявили себя К. Хубер, Ж. Гийоне (также музыковед и литератор), Ж. Вильдбергер, Р. Кельтерборн, Ю. Виттенбах и др. Среди исполнителей: дирижёры – Э. Ансерме, П. Захер (также меценат; большую ценность представляет его архив нотных рукописей), Р. Баумгартнер, Э. де Штуц, С. Варвизо, Ш. Дютуа, К. А. Риккенбахер, Д. Фазолис; пианисты – Г. Анда, П. Баумгартнер; скрипач А. Пошон; вокалисты – Л. Делла Каса, Э. Матис, Э. Хефлигер, Ф. Хуттенлохер; флейтисты – П.-Л. Граф и Э. Паю, гобоист Х. Холлигер; виолончелист Т. Деменга. Наиболее значимые швейцарские музыковеды 20 в.: Ж. Хандшин, К. фон Фишер, Л. Агустони, В. Хесс.
Крупнейший оперный театр Швейцарии – Цюрихская опера (1834; современный статус с 1891), оперные театры работают также в Женеве (1879) и Лозанне (1871; ведёт историю с середины 18 в., в 1932–1995 Муниципальная опера, современное название с 1995, в современном здании с 2012); музыкальные спектакли ставятся на сценах Базельского театра (1834, с 1975 в современном здании) и Берна (1903). Во многих крупных городах имеются оркестры: симфонические – в Женеве (Оркестр Романской Швейцарии, 1918), Берне (1877), Лугано (1935, с 1991 Оркестр Итальянской Швейцарии), Базеле (современный статус с 1997), Люцерне (оркестр Люцернского фестиваля, 1938), Цюрихе (Tonhalle, 1868); камерные – в Лозанне (1942), Цюрихе (1945), Базеле (1984). При Швейцарском радио и телевидении действуют хор (1936) и оркестр I Barocchisti (современный статус с конца 1990-х гг.). На современной музыке специализируется камерный оркестр Ensemble Phoenix Basel (1998). Хор бенедиктинского монастыря в Айнзидельне под руководством священника и хормейстера Р. Баннварта (1919–2010), выдвинувшийся в число лучших специализированных концертных коллективов Европы, исполнял и записывал старинную церковную музыку.
Признанный европейский центр изучения и исполнения старинной музыки – базельская Schola cantorum (1933; с 1954 в составе образовательного комплекса Базельской музыкальной академии, в который входят также консерватория, 1905, и Джазовая школа, 2014). Здесь работали многие энтузиасты аутентичного исполнительства из разных стран, в том числе швейцарские музыканты – гамбист А. Венцингер, гобоист М. Пиге, скрипачка К. Банкини. По инициативе директора Schola cantorum П. Райдемайстера в 1999 г. в Базеле создан оркестр La Cetra, со специализацией на музыке барокко.
Высшее музыкальное образование дают также консерватории в Женеве (1835) и Лозанне (1861), музыкальные факультеты Высших школ искусств в Цюрихе (основаны в 1867; с 1907 консерватория, современный статус с 2007) и Берне (с 1927 консерватория, современный статус с 2003).
Всемирной известностью пользуются международные фестивали: академической музыки в Люцерне (с 1938) и Вербье (с 1994), джазовый в Монтрё (с 1967).