Делла Каса Лиза
Де́лла Ка́са Ли́за (Лиза Делла Каза; итал. Lisa Della Casa) (2.2.1919, Бургдорф, близ Берна – 10.12.2012, Мюнстерлинген), швейцарская певица (сопрано).
С 15 лет училась пению в Цюрихской консерватории у Маргарете Хезер. Дебютировала в 1941 г. в Золотурне (партия Мадам Баттерфляй в одноимённой опере Дж. Пуччини). В 1943–1950 гг. пела в Цюрихской опере. С 1947 г. солистка Венской государственной оперы, в 1953–1968 гг. также «Метрополитен-оперы». Выступала в крупнейших театрах мира, в том числе «Ла Скала» (с 1952), Баварской государственной опере (с 1951), «Ковент-Гарден» (1953); на Зальцбургском (1947–1960), Глайндборнском (1951), Байройтском (Ева в «Нюрнбергских мейстерзингерах» Р. Вагнера, 1952) фестивалях.
Прославилась в партиях лирических героинь в операх В. А. Моцарта: Донна Эльвира («Дон Жуан»), Графиня Альмавива («Свадьба Фигаро»), Фьордилиджи («Так поступают все»), Памина («Волшебная флейта»). Образцовой признана её трактовка оперных партий и камерных произведений Р. Штрауса (включая цикл «Четыре последние песни»); за исполнение заглавной партии в опере «Арабелла» получила прозвище Арабеллиссима [наиболее популярная оперная роль Л. Делла Каса; дебютировала в ней в 1951, до этого исполнила партию Зденки из той же оперы на Зальцбургском фестивале (1947) в присутствии композитора; всего около 200 выступлений]. Как отмечал музыкальный критик Дж. Б. Стин, её голос обладал «тем весенним серебристым оттенком, который Штраус любил и для которого писал; её звук парил в воздухе», а на сцене она была «совершенно обаятельна в своей хрупкости, нежности и непринуждённости» (Steane J. B. The grand tradition. Portland, 1993. P. 353).
Среди других партий: Мими («Богема» Дж. Пуччини), Марселина («Фиделио» Л. ван Бетховена), Джильда («Риголетто» Дж. Верди). Наряду с традиционным оперным репертуаром исполняла партии в операх композиторов 20 в. – Дж. Гершвина (Сирина, «Порги и Бесс»), Г. фон Эйнема (Фройляйн Бюрстнер, «Процесс»; премьера на Зальцбургском фестивале в 1953), В. Буркхарда (Молодая женщина, «Чёрный паук»; премьера в 1949) и др.
Исполняла сольные партии в «Реквиеме» В. А. Моцарта, 9-й симфонии Л. ван Бетховена, 4-й симфонии Г. Малера и др., камерную музыку (песни Ф. Шуберта, И. Брамса).
Среди лучших аудиозаписей: оперы В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро» (дирижёр Э. Клайбер; 1955) и «Дон Жуан» (дирижёр Й. Крипс; 1956); «Арабелла» (дирижёр Г. Шолти, 1958) и «Четыре последние песни» (дирижер К. Бём; 1953) Р. Штрауса.
Оставила сцену в 1974 г., в последний раз выступив в партии Арабеллы на сцене Венской государственной оперы.
В 2008 г. вышел документальный фильм «Лиза Делла Каса: любовь дивы» («Lisa Della Casa – Liebe einer Diva»), включающий интервью с певицей и её коллегами по сцене.
Почётный титул «каммерзенгерин» Австрийской Республики (1952).