Литераторы

Шпис Кристиан Генрих

Шпис Кри́стиан Ге́нрих (Christian Heinrich Spieß) (4.4.1755, Хельбигсдорф, Фрайберг, ныне земля Саксония – 17.8.1799, Бездикау, Богемия, ныне Бездеков, Пльзеньский край, Чехия), немецкий писатель, драматург, актёр. Один из основоположников и главных представителей в Германии.

Сын лютеранского священника. В 1769 г. учился в гимназии во Фрайберге. В 1770 г. отправился в Богемию; в цистерцианском Осекском монастыре перешёл в католичество. В 1770–1774 гг. изучал литературу, слушал лекции по стилистике К. Г. Зайбта в Пражском университете. В 1774 г., оставив обучение, уехал в Венгрию, где присоединился к странствующей театральной труппе Карла Вара. В том же году дебютировал как актёр в драме «Клавиго» (роль Сен-Жоржа). Также играл в драмах , и др. В 1779 г. вернулся в Прагу, поступил в «Театр в Котцих» под руководством Вара. После закрытия театра в 1784 г. поступил на службу управляющим дворянского поместья в Южной Чехии.

С 1776 г. писал для театра. Наиболее значимые пьесы – трагедия на сюжет из истории Шотландии «Мария Стюарт» («Maria Stuart», 1783), драма о рыцарях «Клара фон Хоэнайхен» («Klara von Hoheneichen», 1790). Среди других драматических произведений – комедия «Три дочери» («Die drei Töchter», 1782), драма «Последствия одной лжи» («Die Folgen einer einzigen Lüge», 1792). Написал либретто «20 000 гульденов, или В Темноте нелегко шептаться» («Die 25.000 Gulden oder Im Dunkeln ist nicht gut munkeln», 1783).

Перевёл либретто оперы «Дон Жуан» с итальянского языка на немецкий (1791).

В конце 18 в. обратился к написанию авантюрных романов (в основном о ) с элементами тайн и мистики. «Петермэннхен. История 13 века о привидениях» («Das Petermännchen. Geistergeschichte aus dem 13. Jahrhundert», 1791–1792, в русском переводе 1998 – «Петер – маленький человечек. История тринадцатого века о духах»), развивающий мотивы «Замка Отранто» , стал одним из первых образцов немецкого романа ужасов (Schauerroman); в нём главный герой, как и из одноимённой трагедии И. В. Гёте, вступает в договор с тёмными силами и губит свою душу.

В духе готической прозы написаны также романы «Старик везде и нигде. История о призраках» («Der Alte Überall und Nirgends», 1792–1793, русский перевод 1817), «Рыцари Льва. История 13 столетия» («Die Löwenritter. Eine Geschichte des 13. Jahrhunderts», 1794–1796, русский перевод 1819) и др. Сюжет романа «Двенадцать спящих дев, история о привидениях» («Die zwölf schlafenden Jungfrauen, eine Geister Geschichte», 1794–1796, русский перевод 1819), основанный на средневековых католических легендах о грешниках, продающих душу дьяволу и затем искупающих свою вину, нашёл отражение в балладе «Двенадцать спящих дев» (1817) .

Christian Heinrich Spiess. Meine Reisen durch die Hölen des Unglüks und Gemächer des Jammers. Frankfurth und Leipzig, 1796. Титульный листChristian Heinrich Spieß. Meine Reisen durch die Hölen des Unglüks und Gemächer des Jammers. Frankfurth und Leipzig. 1796.В социально-психологических очерках «Биографии самоубийц» («Biographien der Selbstmörder», 1785), «Биографии сумасшедших» («Biographien der Wahnsinnigen», 1796, в русском переводе 1816 – «Сумасшедшие, или Гонимые судьбою»), «Мои путешествия по пещерам несчастья и камерам страданий» («Meine Reisen durch die Hölen des Unglüks und Gemächer des Jammers», 1796, в русском переводе 1821 – «Мои путешествия по пропастям злосчастий») претендующие на достоверность истории перемежаются с вымыслом и сопровождаются нравоучительными размышлениями автора-рассказчика.

Проза Шписа оказала значительное влияние на творчество , , и других авторов. Его произведения переводились на русский язык в начале 19 в.

  • Немецкие писатели 18 века
  • Немецкие драматурги 18 века