Саудовская Аравия. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Сау́довской Ара́вии. Художественная культура Саудовской Аравии с древности развивалась в оазисах, соединённых караванными путями. Древнейшие объекты восходят к раннему нижнему палеолиту (каменные орудия). В эпоху неолита появляются керамика, изделия из обсидиана, петроглифы со сценами охоты и ритуалов, фигурами людей и животных (оазис Джубба близ г. Хаиль). С 6-го тыс. до н. э. наблюдается усиление культурных связей с Южной Месопотамией, о чём свидетельствуют находки убейдской расписной керамики в северо-восточной части страны. С конца 4-го тыс. до н. э. получили распространение орудия из бронзы, сосуды из камня с резным декором, из расписной керамики с зооморфным и геометрическим орнаментом, резные печати типа месопотамских; появились монументальные постройки (святилища, башенные гробницы), скульптура из камня (надгробные антропоморфные стелы из окрестностей г. Хаиль и оазиса Аль-Ула, конец 4-го – 3-е тыс. до н. э.). Памятники 1-й половины 1-го тыс. до н. э. (например, руины культовых зданий и дворца вавилонского царя Набонида в оазисе Тайма, середина 6 в. до н. э.) свидетельствуют об усилении контактов с Ассирией и Вавилонией. На севере страны – памятники царства Лихьян (оазис Аль-Ула – древний Дедан, 5–2 вв. до н. э.) и Набатейского царства (г. Хегра, современный Мадаин-Салих, 2 в. до н. э. – 1 в. н. э.; включён в список Всемирного наследия): прямоугольные в плане святилища, скальные гробницы с зубчатым завершением фасадов (2 в. до н. э. – 1 в. н. э.), фрагменты каменных статуй с обобщёнными чертами лица и рельефы с изображениями животных. На рубеже 1-го тыс. до н. э. – 1-го тыс. н. э. в отдельных районах Саудовской Аравии в настенной живописи, бронзовой скульптуре, ювелирных изделиях проявилось влияние греко-римской культуры (находки из раскопок Карьят-эль-Фау и др.). Крупнейший эллинистический ансамбль на территории Саудовской Аравии – остатки города и царский некрополь Садж близ г. Эль-Джубайль.
От 4–6 вв. сохранились руины отдельных христианских построек (церковь близ Эль-Джубайля). От средневековой исламской архитектуры Саудовской Аравии уцелели немногие памятники в священных городах Мекка и Медина, также на местах стоянок паломников.
Городская застройка середины 18 – начала 20 вв. несёт черты османского и египетского влияний. Традиционная жилая архитектура представлена постройками из сырцового кирпича (во внутренних районах) или кораллового известняка и дерева (в Хиджазе и на побережье Красного моря), облицованными гипсом, на каменном основании, с деревянным балочным перекрытием. Для Джидды и Медины характерны башенные дома с плоскими крышами, деревянными решётками (машрабия) на балконах, для Абхи – дома с карнизами (от дождя).
После образования независимого государства Саудовская Аравия в Эр-Рияде, Джидде и других городах, наряду с традиционной застройкой, с середины 20 в. появлялись железобетонные многоэтажные здания современного типа. С 1970-х гг. ведётся строительство с привлечением иностранных архитекторов и градостроителей (генеральные планы 10 городов северной и центральной части страны, бюро К. А. Доксиадиса), на месте исторической застройки возводятся современные кварталы со зданиями в русле модернизма, постмодернизма, неомодернизма, но с элементами традиционной исламской архитектуры (мечети в Джидде, архитектор Абдель Вахид аль-Вакиль). Появились новые типы общественных зданий – Фонд короля Фейсала (комплекс «Аль-Хайрия», 1982, архитектор Тангэ Кэндзо), терминалы международных аэропортов имени короля Халида в Эр-Рияде (1983) и имени короля Абд аль-Азиза в Джидде (1981; оба – архитектурное бюро Skidmore, Owings & Merrill), Международный стадион имени короля Фахда в Эр-Рияде (1987, архитектурное бюро Michael KC Cheah and Partners), и др. С конца 20 в. в связи с реконструкцией Заповедной мечети (мечети аль-Харам) в Мекке и мечети Пророка в Медине и созданием многочисленных паломнических комплексов, городских ансамблей интенсивно используются современные строительные технологии и конструкции, средства солнцезащиты, декоративные материалы.
Среди ключевых построек – башня «Файсалия» («Фейсалия»; 2000, архитектор Н. Фостер и др.), башня «Королевского центра» (2003), Центр изучения и исследования нефти имени короля Абдаллы (архитектор Заха Хадид и архитектурное бюро Zaha Hadid Architects, 2009–2017; все – в Эр-Рияде), Центр мировой культуры короля Абд аль-Азиза («Итра»; архитектурное бюро «Снёхетта», 2018, в г. Дахран), концертный зал «Марайя» (2019, архитектурное бюро Giò Forma, в городе-оазисе Аль-Ула, административный район Медина, и др.). С конца 2010-х гг. разрабатывается проект новой городской зоны Неом в административном районе Табук (сочетает огромный масштаб с использованием новейших строительных и цифровых технологий, транспортных систем, принципов устойчивого развития).
Современная живопись и скульптура Саудовской Аравии получили развитие со 2-й половины 20 в. (Абдул Халим Радви, Мухаммад Мусса ас-Салим, Фейсал Самра и др.); среди ведущих современных художников – Абдульнассер Гарем, Лулва аль-Хомуд, Фейсал Альхериджи, Абдалла ар-Рашид, Заман Джассим, Тагрид аль-Багши.
Народное искусство представлено традиционными ювелирными украшениями, амулетами, изделиями из кожи и шерсти.