Авидья
Ави́дья (санскр. अविद्या – отсутствие знания, неведение), в индийской философии – незнание как причина, «корень» (мула) неподлинного восприятия мира, исходная омрачённость сознания, препятствующая постижению сущности бытия. В Упанишадах авидья – множественное, раздробленное знание, тогда как высшее знание (видья), тождественное атману, выступает единой и цельной реальностью, в которой более не различаются субъект, объект и сам акт постижения. Авидья может рассматриваться и как определённая сфера существования, подчинённая действию кармы, но исчезающая после достижения освобождения (мокша). В религиозно-философских системах авидья трактуется как неумение отличить вечную и подлинную реальность от временного и неподлинного. В санкхье авидья – причина страдания, пресекаемая благодаря «различающему знанию» (вивека-джняна). В йоге авидья – одна из пяти «клеш» (загрязнений) сознания, которые мешают должному сосредоточению и освобождению. В учении буддизма (прежде всего в сарвастиваде) авидья выступает одним из причинно обусловленных «звеньев» (нидана) сансарного цикла человеческого существования. Именно в авидье коренится иллюзорное представление о постоянстве и реальности индивида; поэтому она считается первым элементом цепочки взаимозависимого возникновения (т. н. Пратитьясамутпада). Вместе с тем неведение совершенно лишено здесь какой-либо онтологической или космологической значимости и сводится к омрачённости сознания, которое рассеивается после «пробуждения» (бодхи).
Особенно значительное место отведено авидье в философских построениях адвайта-веданты, где она трактуется как вселенская сила ослепления. С одной стороны, авидья укоренена в каждом индивидуальном сознании, она побуждает человека ложно отождествлять себя с телесными и психическими свойствами и тем самым искажает понимание истинной реальности (парамартхика); с другой стороны, авидья – творческая сила (шакти) высшего Брахмана, которая не обладает самостоятельным существованием, подобно пракрити санкхьи, но тем не менее служит иллюзорным субстратом, из которого лепится эмпирический мир, и в этом аспекте тождественна майе. Сама авидья не может быть определена ни как реальная, ни как нереальная, причина её возникновения и отношение к атману не поддаются описанию, «несказуемы» (анирвачания). Неоднозначное толкование авидьи и её основы у представителей адвайта-веданты послужило причиной критики концепции авидьи со стороны Рамануджи и других ведантистов.