«Resident Evil: Revelations»
«Resident Evil: Revelations» («Biohazard Revelations»), восьмая часть видеоигровой франшизы «Resident Evil» в жанре survival horror. Разработана и издана компанией Capcom в 2012 г. Выпускалась на платформе Nintendo 3DS. Сюжет проекта представляет собой историю, разворачивающуюся между «Resident Evil 4» и «Resident Evil 5».
История создания
«Resident Evil: Revelations» разрабатывалась в период с 2010 по 2011 гг. Проект стал первой игрой из основных частей данной франшизы, выпущенной на Nintendo 3DS. Его главной особенностью стало возращение к использованию картриджей объёмом 4 ГБ. До тех пор компания Capcom не занималась созданием игр для Nintendo 3DS, что обернулось трудностями адаптации имеющегося контента. В итоге «Resident Evil: Revelations» стала полностью однопользовательской (CLUB96. 2011). Разработчики представили трейлер проекта на E3 2010 г., но финальная версия не содержала показанных анимационных заставок, а сюжет был изменён. Игра вышла в свет в 2012 г. эксклюзивно на Nintendo 3DS, в 2013 г. была портирована на PlayStation 3, Nintendo Wii, Xbox 360 и PC (персональные компьютеры).
Визуальная составляющая «Resident Evil: Revelations» мало отличалась от «Resident Evil 5», но проработанность моделей персонажей и динамическое освещение локаций стало немного хуже. Изменение качества было связано с адаптацией под ресурсы новой консоли. Камера, движение и прицеливание в «Resident Evil: Revelations» аналогичны предшествующим играм, вместе с тем в данной игре пользователи могли переключиться на вид от первого лица при использовании огнестрельного оружия. В этой части франшизы у игровых персонажей нет видимых счётчиков для отображения показателей здоровья. Вместо этого для понимания того, в каком состоянии находится главный герой, пользователям нужно следить за изменениями цвета экрана. Например, если здоровье полное, экран остаётся чистым. При низких показателях на дисплее отображается кровь, а окружающая среда выглядит тусклой или чёрно-белой.
Отличие новой части серии «Resident Evil» от предыдущих игр в том, что в ней доступен выбор озвучки на нескольких языках. Саундтрек «Resident Evil: Revelations» создавала команда композиторов: Судзуки Кота, Комото Итиро и Миура Такэси. В феврале 2012 г. саундтреки были выпущены на CD под названием «Biohazard Revelations Original Soundtrack» в Японии или «Resident Evil Revelations Original Soundtrack» в остальном мире. В 2021 г. музыка «Biohazard Revelations Best Track Collection» вошла в сборник «Biohazard Sound Chronicle III».
Обновлённая версия игры с подзаголовком «HD Edition» или «Unveiled Edition» вышла в 2013 г. В ней было несколько изменений, влияющих на игровой процесс: была удалена возможность переключения на стрельбу от первого лица, лазерный прицел заменён на перекрестие. Один из уровней сложности изменён на «Адский». При его выборе каждое новое прохождение означало не только особую угрозу здоровью персонажей при встрече с грозными противниками, но и изменение положения предметов и новые места столкновения с монстрами. Визуальная часть также обновилась: изменился дизайн пользовательского интерфейса и меню. Позднее игра была адаптирована и выпущена на новых платформах. В 2017 г. она портировалась на консоли PlayStation 4, Xbox One и Nintendo Switch.
Сюжет
События «Resident Evil: Revelations» разворачиваются в 2005 г., в период между «Resident Evil 4» и «Resident Evil 5». История преподносится в «сериальном» формате: проект состоит из 12 эпизодов (Perron. 2018. P. 227), содержащих по 40–60 мин игрового процесса. Основному сюжету предшествует фрагмент, рассказывающий об уничтожении акваполиса «Серая Земля» (англ. Terragrigia) в 2004 г. Биотеррористы «Иль Вельтро» (англ. Il Veltro) распылили токсины над жилыми районами плавучего города и натравили монстров на местных жителей. После произошедшей трагедии «Серая Земля» была уничтожена, а преступная организация пропала из виду.
Спустя год агенты BSAA (англ. Bioterrorism Security Assessment Alliance, «Альянс противодействия биотерроризму») получают особое задание от командира Клайва Р. О'Брайана. Джилл Валентайн и Паркер Лучиани отправляются на поиски Криса Редфилда и Джессики Шерават. Агенты Редфилд и Шерават пропали без вести во время расследования деятельности вновь объявившейся биотеррористической организации «Иль Вельтро». Джилл и Паркер оказываются на буксире, идущем по Средиземному морю к заброшенному круизному судну «Королева Зенобия». На борту лайнера герои находят множество мутантов, появившихся из-за нового вируса Т-Бездна (англ. T-Abyss), а после их усыпляет газом неизвестный в маске. Параллельно с произошедшими событиями живые и невредимые Крис и Джессика выходят на связь. Им удалось обнаружить операционную базу «Иль Вельтро», расположенную в горах. В итоге Джессика и Крис отправляются на поиски Джилл и Паркера, а им на замену присылают ещё двух агентов – Кита Ламли и Квинта Кэтчема.
Постепенное расследование дела открывает героям намерения террористов: они планируют заразить человечество через воду с помощью нового типа биологического оружия, выпустив образцы в Мировой океан.
Геймплей и развитие
Игровой процесс «Resident Evil: Revelations» вернулся к медленному темпу, характерному для первых игр серии. Здесь много внимания уделено менеджменту ресурсов, поиску припасов и решению головоломок, что более свойственно жанру survival horror в сравнении с экшен-перестрелками из предыдущих проектов серии (Perron. 2018. P. 227–228). Как и в ранних частях серии, игроки могли выбирать уровень сложности перед началом прохождения. От назначенного уровня зависела доступность боеприпасов, а также количество и расположение противников. Инновацией в процессе выживания стала механика, направленная на нахождение предметов или монстров. Теперь пользователи могли применять специальный биосканер Genesis, который помогал обнаружить скрытые объекты и врагов. Также, действуя как генетический сканер, он мог создавать вакцины после обследования определённого количества противников. Проведя анализ, пользователи получали траву, способную исцелить игрового персонажа. Бой оставался частью игрового процесса, однако чаще всего он не выгоден для выживания: монстры стали быстрее и смертоноснее, из-за чего избежать урона практически невозможно. Поэтому в «Resident Evil: Revelations» добавлена возможность уклонения от атак врагов: если игрок в определённый момент нажмёт кнопку движения вперёд, то персонаж избежит удара противника. Впервые в истории серии персонажи способны плавать, что позволяет им перемещаться по затопленным локациям. При этом некоторые варианты монстров адаптированы к подводной среде и могут убить беспомощного игрока. Для обезвреживания противников нового типа существуют гранаты, оглушающие водоплавающих врагов. Смена оружия ближнего и дальнего боя могла быть назначена на специальные кнопки, что упрощало их использование. Снаряжение можно модернизировать, однако валютной системы, подобной «Resident Evil 4», больше не было. Вместо этого пользователи могли обнаружить на локациях специальные комплекты для изменения вооружения, а потом поместить найденное на имеющуюся единицу оружия. Модификации не являются перманентными и могут быть добавлены или удалены в любое время.
Помимо основного режима игры существует режим Raid Mode. Пользователю необходимо противостоять множеству противников, его целью является не выживание на время или убийство врагов, а достижение определённой точки на карте. В данном режиме игрокам доступно более тяжёлое вооружение по сравнению с сюжетной кампанией, а ограничение на боезапас практически исчезает. Для прохождения игрокам даётся выбор из нескольких персонажей, каждому из которых присваивается уровень, определяющий сложность борьбы с врагами.
По мотивам «Resident Evil Revelations» в 2013 г. вышел одноимённый артбук «Biohazard Revelations Unveiled Edition: Official Complete Works» (в 2015 вышел перевод на английском языке). Книга содержала рисунки, иллюстрирующие различные этапы разработки, а точнее – визуальной составляющей проекта. В ней представлены наброски различных локаций, персонажей и монстров, появившихся в игре. Помимо этого, новая часть «Resident Evil» стала основой для ARG. Пользователи могли найти официальную веб-страницу выдуманного круизного лайнера «Королева Зенобия» (англ. Queen Zenobia), содержащую скрытые коды. Если игроки их находили, то им открывалась дополнительная информация о судьбе судна и его пассажиров.