«Resident Evil 5»
«Resident Evil 5» («Biohazard 5»), седьмая часть видеоигровой франшизы «Resident Evil» в жанре survival horror. Разработана и издана компанией Capcom в 2009 г. Выходила на платформах PlayStation 3, Xbox 360 и персональных компьютерах (PC). Сюжет игры представляет собой отдельную историю, происходящую во вселенной «Resident Evil».
История создания
«Resident Evil 5» разрабатывалась в 2004–2008 гг.: многое из задуманного подвергалось переработке. Так, был внесён ряд изменений в сценарий, а некоторые идеи вырезаны из финальной версии в связи с трудностями коммерциализации. Команда разработчиков столкнулась с обвинениями в расизме, поскольку действие игры происходило в Африке, где заражённые паразитом враги в основном были чернокожими (Brophy-Warren. 2009). После урегулирования конфликта компанией-издателем работа над игрой возобновилась, а её сходство с «Resident Evil 4» было положительно воспринято публикой (Masa. 2005). Студия Capcom представила видеоматериалы о новом проекте только после E3 2006 г. Короткий трейлер игры был впервые показан на E3 в 2007 г., позже его полная версия стала доступна в Xbox 360 Marketplace и PlayStation Network Store. Второй трейлер демонстрировался на шоу Дж. Кили (Gametrailers TV with Geoff Keighley) 31 мая 2008 г.
В визуальном отношении «Resident Evil 5» стала качественно иной по сравнению с предыдущими частями серии. Камера, как и ранее, была закреплена за спиной игрового персонажа, но демонстрируемое окружение изменилось. Текстуры моделей были чётче проработаны, а освещение локаций стало более реалистичным. Внимание разработчиков к деталям позволило сделать экшен-сцены более эффектными и убедительными.
Для повышения качества звучания саундтрек новой части серии «Resident Evil» был записан Capcom в Лос-Анджелесе. В финальной версии продукта есть как оригинальная тематическая песня, так и живые оркестровые композиции. Музыку «Resident Evil 5» создавала команда композиторов: Судзуки Кота, Окугава Хидэки, Нарита Акихико, Кобути Сэйко и Хокояма Ватару. В марте 2009 г. саундтреки были выпущены на CD в Японии под названием «Biohazard 5 Original Soundtrack»; в остальном мире они вышли позднее под названием «Resident Evil 5 Original Soundtrack» (например, релиз в США состоялся в мае того же года). В 2011 г. музыка вошла в сборник «Biohazard Sound Chronicle II». В 2020 г. музыка была переиздана Capcom на грампластинках компании Laced Records и выпущена под названием «Resident Evil 5 Original Soundtrack» в обычном и лимитированном изданиях.
Обновлённая версия игры – «Resident Evil 5: Gold Edition», вышла в 2010 г. Она была портирована на платформы Xbox 360 и PlayStation 3. В 2015 г. данная версия появилась и на PC, а в 2016 г. в честь 20-летия франшизы игра получила адаптацию для PlayStation 4 и Xbox One. В 2019 г. проект стал доступен на Nintendo Switch.
Сюжет
События игры начинаются в 2009 г., через 10 лет после разрушения Раккун-Сити и через 6 лет после того, как перестала существовать корпорация «Амбрелла». Агента Альянса противодействия биотерроризму (Bioterrorism Security Assessment Alliance, BSAA) Криса Редфилда отправляют в Африку для расследования дела о возможной контрабанде биоорганического оружия Рикардо Ирвингом. По прибытии главного героя встречает Шева Аломар – сотрудница африканского филиала BSAA. Не успев начать расследование, напарники оказываются атакованы заражёнными местными жителями. Спасшись от монстров, герои пытаются найти членов вспомогательного отряда, но среди выживших оказывается только смертельно раненный капитан Дечант. Он передаёт необходимые файлы с данными и предупреждает об опасности, которую представляет Ирвинг, после чего умирает.
Агенты ищут Ирвинга, но его похищают, а на сотрудников BSAA вновь нападают агрессивно настроенные жители. Позже герои встречают других незаражённых выживших – бойцов отряда «Дельта», которые передают им карту памяти с изображениями исследовательских материалов. На карте обнаруживается фото предположительно погибшей партнёрши Криса, его близкой подруги Джилл Валентайн. Согласно материалам, в одной из миссий 2006 г. Крис и Джилл пытались выследить Альберта Вескера – преступника, ищущего и распространяющего новое биооружие. Для этого они собирались допросить бывшего президента корпорации «Амбрелла», Освелла Спенсера, ранее связанного с Вескером. Когда герои добрались до места нахождения Спенсера, то обнаружили его труп, а рядом самого Вескера, совершившего убийство. Вескер собирался навредить агентам, но Джилл выбросилась вместе с биотеррористом в окно, пожертвовав собой ради спасения Криса. Не сумев найти тела, BSAA признала обоих погибшими.
Теперь, получив новые материалы дела, Крис Редфилд намерен найти бывшую напарницу и покончить с новым проектом «Уроборос», направленным на уничтожение человечества.
Геймплей и развитие игры
Игровой процесс «Resident Evil 5» сходен с геймплеем предыдущей игры. Пользователям доступен выбор уровня сложности, как и во всех предшествующих частях франшизы. Однако теперь игрок управляет сразу двумя персонажами, переключаясь между ними (Perron. 2018. P. 224, 372). Часто прохождение требует командной работы. К примеру, герои должны работать сообща для открытия новых локаций или вызволения друг друга из плена. Пользователь может заставить персонажей выполнять действия вместе путём назначения им команд через нажатие специальных клавиш или их комбинаций. Также доступно совместное прохождение, а именно онлайн-геймплей. Два пользователя могут подключаться к режиму кооператива как в сюжетных главах, так и в дополнительных мини-играх. Существует автономный вариант совместного прохождения, при котором дисплей разделяется на две части (Perron. 2018. P. 104).
Вне зависимости от того, играет ли пользователь в одиночном или кооперативном режиме, значение имеет не столько организация взаимодействия между героями в опасных боях, сколько поддержание состояния их здоровья. Если один из подконтрольных персонажей получает слишком большой урон, пользователю следует в кратчайшие сроки вылечить компаньона (Perron. 2018. P. 395). При отсутствии у игрока целебных трав или бездействии по отношению к пострадавшему товарищу здоровье персонажей падает до 10 % от максимального уровня. Когда оба героя находятся при смерти, игра оканчивается проигрышем.
Для борьбы с врагами было введено новое снаряжение, что внесло разнообразие в схватки с различными монстрами на открытых пространствах. Пользователю доступны пистолеты, дробовики, пулемёты, винтовки, магнумы и другие типы оружия дальнего боя. Боеприпасы встречаются чаще, чем в предыдущих сериях «Resident Evil», поэтому выстраивать тактику боя против групп противников, несмотря на их численное преимущество, несколько проще. В качестве оружия ближнего боя игрокам предлагается нож, но он не столь эффективен против монстров, имеющих быструю реакцию и повышенную силу атаки.
В конце каждой главы или точки сохранения пользователю доступен магазин, в котором можно приобрести не только боеприпасы, но и лечебный спрей первой помощи. Также можно увеличить сопротивляемость урону противников с помощью обычного и пуленепробиваемого жилетов. Каждый находимый ресурс занимает место в инвентаре, который также претерпел изменения. В отличие от системы хранения в игре «Resident Evil 4», обновлённая версия представлена сеткой размером 3х3. Всё, что персонажи кладут в инвентарь, занимает одну ячейку, вне зависимости от размеров подобранного снаряжения или предмета. Некоторые типы ресурсов группируются в наборы по несколько штук, например боеприпасы или травы. Открытие инвентаря происходит в режиме реального времени, поэтому игрок может быть в любой момент атакован. Такая механика требует от пользователей особой осторожности и добавляет напряжения в процесс выживания.
После прохождения основной сюжетной кампании открывается дополнительная мини-игра «The Mercenaries», доступная как в одиночном, так и в кооперативном режиме. Основная задача в ней – уничтожение противников для зарабатывания очков за ограниченное время. Помимо «The Mercenaries» у игры было два дополнения: «Lost in Nightmares» и «Desperate Escape». Первое представляло собой сюжетное ответвление, раскрывающее произошедшее с Джилл Валентайн во время миссии 2006 г. Игрокам необходимо бороться с монстрами и разгадывать загадки, а место действия напоминает локацию особняка из первой части франшизы. Второе дополнение посвящено истории, развивающейся параллельно с основным сюжетом «Resident Evil 5». В нём одним из действующих лиц вновь становилась Джилл Валентайн, а её напарником был агент Джон Стоун. Задача героев – выбраться с завода Tricell, производящего биооружие для проекта «Уроборос».
В 2009 г. компания WildStorm опубликовала комиксы, которые впоследствии вошли в серию «Resident Evil» издательства DC Comics (выходила до 2011). В них рассказывалось о задачах и истории возникновения BSAA, не связанных напрямую с сюжетом «Resident Evil 5», но подробнее раскрывающих вселенную франшизы. Так, согласно комикс-адаптации, вирусная вспышка в Раккун-Сити и последующее разоблачение и банкротство корпорации «Амбрелла» привели к тому, что биологическое оружие через чёрный рынок попало в руки биотеррористов. В ответ на новую угрозу было создано подразделение по борьбе с биотерроризмом, которое под международным давлением преобразовалось в BSAA под контролем ООН.