Рабинович Болеслав Исаакович
Рабино́вич Болесла́в Исаа́кович (3.2.1930, Москва – 30.8.2010, там же; похоронен на Донском кладбище), российский фольклорист-собиратель и этномузыковед.
Отец – Исаак Соломонович Рабинович (1897–1985), пианист, выпускник Киевской консерватории (1920, класс Б. Л. Яворского), долгие годы работал в Московской консерватории (МГК; с 1923; с 1945 доцент, позднее профессор). Мать – Мария Фёдоровна (урождённая Порывкина, 1898–1976), выпускница Московской консерватории (1928), преподавала теоретические дисциплины в Центральной музыкальной школе с момента её открытия.
В 1941–1948 гг. учился в Центральной музыкальной школе, в классе И. В. Способина, в 1948–1953 гг. – на теоретико-композиторском факультете Московской консерватории. В студенческие годы принял участие в фольклорной экспедиции Московского университета в Куйбышевскую (ныне Самарская) область. Тема дипломной работы («Использование песенной формы в оперном творчестве Чайковского», научный руководитель С. С. Скребков) указывает на то, что круг научных интересов Б. И. Рабиновича определился довольно рано. Ключевыми направлениями его исследований стали творчество П. И. Чайковского и музыкальная фольклористика. В 1953–1956 гг. научный сотрудник в Доме-музее П. И. Чайковского в Клину.
В 1956 г. зачислен старшим лаборантом в Кабинет народной музыки (ныне Научный центр народной музыки имени К. В. Квитки, НЦНМ) Московской консерватории, где углубился в изучение русского музыкального фольклора. За годы работы в кабинете (до 1967) возглавил 8 студенческих фольклорных экспедиций в разные районы Владимирской (1958, 1961, 1962, 1963), Московской (1961) и Ивановской (1964, 1965, 1966, 1967) областей. По результатам одной из первых поездок подготовил к публикации (совместно с В. И. Харьковым) сборник песен (Русские народные песни Владимирской области. 1958). В помощь нотировщикам и редакторам фольклорных изданий написал работу «Систематизация и отбор приёмов и правил нотирования песен: из опыта русских собирателей» (рукопись не опубликована).В фондах НЦНМ хранятся полевые звуковые, рукописные и фотодокументы Б. И. Рабиновича, а также аудиозаписи 12 стационарных сеансов, осуществлённых им самостоятельно (некоторое время работал в Московской консерватории инженером звукозаписи) и совместно с сотрудниками кабинета: А. В. Рудневой, И. К. Свиридовой, Э. Е. Алексеевым. Эти записи содержат образцы фольклора разных этносов, в основном русских (из Белгородской, Воронежской, Московской, Оренбургской, Смоленской областей, Ставропольского края), но также украинцев, якутов и даже индийцев. Среди них особое значение имеют исторически ранние записи выдающихся народных исполнителей: ансамбля села Афанасьевка Алексеевского района Белгородской области (1958), представительницы казаков-некрасовцев А. З. Никулушкиной (1966). В числе уникальных экспедиционных находок Рабиновича – обнаружение в 1962 г. в посёлке Мстёра Вязниковского района Владимирской области следов бытования былин (Рабинович. 1972. С. 92).
С декабря 1956 г. по декабрь 1960 г. обучался в заочной аспирантуре Московской консерватории, по завершении которой совмещал исследовательскую и собирательскую деятельность с преподаванием. В 1960/1961 учебном году вёл курс народной музыки на дирижёрско-хоровом факультете Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных, в 1962/1963 учебном году читал аналогичный курс для студентов музыкально-педагогического факультета Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина.
В начале 1960-х гг. работал над диссертационным исследованием «Народная песня в творчестве П. И. Чайковского» (осталось незавершённым). Активно привлекался А. В. Рудневой к преподаванию в Московской консерватории; помимо руководства фольклорной студенческой практикой, вёл курс расшифровки народных песен, рецензировал дипломные работы, читал лекции и т. п.
В октябре 1965 г. перешёл на основную работу консультантом в Фольклорную комиссию Союза советских композиторов РСФСР (до 1967 работая по совместительству в Кабинете народной музыки). Один из инициаторов создания Всесоюзной комиссии по народному музыкальному творчеству Союза советских композиторов, с 1973 г. её сотрудник.
В 1980-е гг. вышел в свет фундаментальный труд, подготовленный Б. И. Рабиновичем совместно с Д. М. Бацером (1905–1987), – двухтомный нотографический указатель «Русская народная музыка», поныне единственное в своём роде справочное издание.
Некоторые результаты собирательской и научно-исследовательской работы Б. И. Рабиновича с владимирскими материалами отражены в двух обстоятельных статьях.
В статье «Музыкальные записи народных песен во Владимирской области» представлена история бытования и фиксации фольклора на данной территории на протяжении 100 лет (1860–1960-е гг.). Опираясь преимущественно на результаты экспедиционной работы специалистов Московской консерватории в восточных районах Владимирской области (около 1000 фонограмм, нотаций и слуховых записей песен и инструментальных наигрышей), автор представляет итоги начального этапа исследований: анализ жанровых особенностей местного репертуара, характеристику музыкально-стилевых черт местных традиций, намечает локальные музыкально-диалектные зоны. Отдельный фрагмент посвящён народной терминологии, отражающей представления исполнителей о звуке и звукоизвлечении, тембре, тесситуре, многоголосии, эталонном ансамблевом звучании, жанрах.
Вторая статья – «Стилевой анализ песни "Петербургская дорожка"» – образец скрупулёзной аналитической работы с многочисленными вариантами одной рекрутской песни. Отталкиваясь от идей и принципов, впервые сформулированных Н. М. Лопатиным и В. П. Прокуниным, и опираясь на доступные звуковые и текстовые образцы 19–20 вв., Б. И. Рабинович устанавливает время возникновения песни (подтверждая свою гипотезу историческими документами, в том числе «Записками» Г. Р. Державина); выделяет её типические и узколокальные («владимирские») черты; делает интересные наблюдения о соседстве крестьянской и городской стилистики в поэтическом тексте. К статье прилагаются все учтённые автором варианты песни (всего 62), среди которых аудиозаписи из ведущих фольклорных архивов: Фонограммархива ИРЛИ, Московской консерватории, Российской академии музыки имени Гнесиных, Фольклорной комиссии Союза советских композиторов РСФСР, Института этнографии АН СССР. Б. И. Рабинович делает важный вывод о необходимости комплексного изучения песенных вариантов («семьи песни»), неотделимого от исследования особенностей местного певческого стиля.
Б. И. Рабинович внёс весомый вклад в отечественную этноорганологию, в частности в изучение пастушьего барабана (барабанки). Впервые столкнувшись с этим инструментом в экспедиции 1964 г., учёный посвятил его изучению не одно десятилетие, основываясь на собственных наблюдениях и записях, а также материалах коллег-фольклористов из Москвы, Ленинграда, Костромы, Сыктывкара, Вильнюса, Риги и Таллина. Одним из итогов этой работы стала статья «Пастуший барабан – недавно открытый русский народный инструмент» (1978), в окончательной редакции изданная в 1986 г. В ней представлены самые полные на тот момент сведения об инструменте, полученные в полевых условиях и отражённые в более ранних публикациях. Рабинович учитывал не только русские материалы, но и этнографическую информацию об инструментарии соседних народов (коми-пермяков, вепсов, карелов и народов Прибалтики).
Список публикаций Б. И. Рабиновича (в том числе в качестве составителя и редактора) невелик, однако все они отмечены глубоким уровнем осмысления и высокопрофессиональной подачей материала, отличавшей их автора – учёного энциклопедических знаний.