Харьков Владимир Иосифович
Харько́в Влади́мир Ио́сифович, Владимир Осипович Харьков (укр. Володимир Йосипович Харкiв) [25.2(9.3).1900, село Павловка Винницкого уезда Подольской губернии, ныне Хмельницкий район, Винницкая область, Украина – 23.10.1974, Москва], российский и украинский этномузыколог, педагог.
Из крестьян. Родители – уроженцы села Заливанщина (ныне Хмельницкий район Винницкой области), учитель и псаломщик Иосиф Ксенофонтович (род. 1874) и Евдокия Игнатьевна (в девичестве Гудзь, род. 1883). В 1906–1909 гг. Харьков учился в сельской церковно-приходской школе. В 1910 г. семья переехала в г. Каменец-Подольский, где он был определён сначала в духовное училище, а в 1914 г. – в духовную семинарию, по окончании которой (1918) поступил на филологическое отделение Каменец-Подольского университета (ныне Каменец-Подольский национальный университет имени Ивана Огиенко). Окончил институт в 1923 г. (тема выпускной работы – «Ритмика художественной прозы»). Одновременно с учёбой работал библиотечным служащим (1919–1920), учителем в пригородном селе Голосков (1920–1921) и преподавателем пения в Каменец-Подольской городской трудовой школе № 2 (1921–1924). В студенческие годы начал собирать украинские народные песни.
По окончании института поступил в аспирантуру, но через год (в 1924) оставил учёбу и переехал в Киев, где в 1925 г. поступил в Государственный музыкально-драматический институт имени Н. В. Лысенко. Занимался 1 год на дирижёрско-хоровом и 1 год на музыкально-теоретическом отделениях. Дополнительно прослушал курс сравнительного музыкознания, который читал К. В. Квитка, заметивший особый интерес Харькова к предмету и убедивший его прервать учёбу и начать научно-исследовательскую работу в качестве сотрудника Всеукраинской академии наук (ВУАН, с 1936 Академия наук Украинской ССР, ныне Национальная академия наук Украины).
В 1927–1937 гг. работал в ВУАН: младший научный сотрудник Кабинета музыкальной этнографии при Этнографической комиссии (затем при Институте истории материальной культуры, далее в составе Комиссии литературы и искусства); с 1936 г. старший научный сотрудник и заведующий сектором народной музыки Института украинского фольклора. За 10 лет осуществил около 30 экспедиций, записав несколько сотен образцов украинского, русского, белорусского и молдавского фольклора. Особую ценность имеют его записи украинских дум и инструментальной музыки лирников и кобзарей. Одним из первых исследовал народные музыкальные традиции русского населения Украины и песенный фольклор Донецкой области. В этот период привлекался к полевой собирательской работе на территории РСФСР: в январе 1935 г. направлен в г. Калинин (ныне Тверь) для записи современного фольклора от рабочих фабрики «Пролетарка» совместно с филологом М. И. Костровой, командированной Союзом писателей СССР.
В марте 1938 г. арестован органами НКВД УССР и в октябре 1939 г. приговорён Особым совещанием НКВД СССР к 5 годам лишения свободы по обвинению в принадлежности к антисоветской националистической организации (судимость снята в 1952). Срок отбывал в Красноярском лагере. После освобождения в 1945–1946 гг. работал в г. Канск Красноярского края руководителем кружков хоровой самодеятельности, заведующим библиотекой Клуба имени Ф. Э. Дзержинского и начальником пионерского лагеря Управления МВД. В 1947 г. при содействии К. В. Квитки переехал в г. Александров Владимирской области; работал музыкальным руководителем в кружках хоровой самодеятельности и детских садах. Кроме того, по заданию Кабинета по изучению музыкального творчества народов СССР Московской консерватории написал 3 очерка для «Хрестоматии по фольклору» (не завершена): «Русские трудовые припевки и песни», «Русские народные колыбельные песни» и «Украинское народное многоголосие» (рукописи хранятся в Научном центре народной музыки имени К. В. Квитки Московской консерватории).
В 1948–1954 гг. жил в Калуге, был рабочим на машинно-дорожной станции, затем преподавал в музыкальном училище, где вёл сольфеджио и курс народного музыкального творчества. Одновременно занимался изучением фольклора Калужской области, составил песенный сборник (1954).
В 1954 г. принят в Союз композиторов СССР и направлен в экспедицию в Смоленскую область (работал в Смоленском и Починковском районах).
В 1955–1959 гг. заведующий Кабинетом народной музыки Московской консерватории. Его усилиями кабинет получил новое помещение, необходимое техническое оснащение для стационарных и полевых записей и расширенный штат сотрудников; значительно возросло число экспедиций и публикаций экспедиционных материалов. Харькову принадлежала идея активного привлечения студентов к собирательской и издательской деятельности. Весьма эффективной была форма совместной полевой работы консерватории и Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных (ГМПИ), также впервые предложенная им. По результатам ряда масштабных общих экспедиций в Красноярский край (1956), Владимирскую (1958) и Амурскую (1959) области подготовлены сборники песен в нотациях студентов и составителей (В. И. Харькова, А. В. Рудневой, Б. И. Рабиновича, С. И. Пушкиной). Из них опубликованы «Русские народные песни Красноярского края» (1959, 1962) и «Русские народные песни Владимирской области» (1958).
С 1956 г. совмещал работу в консерватории с занятостью в ГМПИ в качестве руководителя практических занятий по подготовке к собирательской работе в области музыкального фольклора (с 1958 заведующий, с 1968 научный руководитель Лаборатории по изучению русской песни и народной инструментальной музыки). Под его началом география экспедиционных выездов гнесинцев к 1968 г. была значительно расширена и включала Московскую, Кировскую, Рязанскую, Липецкую, Воронежскую, Калининскую (ныне Тверская), Вологодскую, Томскую области, Башкирскую АССР и Кузбасс.
С открытием в ГМПИ отделения по подготовке руководителей народных хоров (1966) возросла педагогическая нагрузка Харькова. С октября 1966 г. он вёл курс методики и практики собирания и записи народных песен, впоследствии также расшифровку народных песен, основы стилистического анализа, народное музыкальное творчество и методику его преподавания.
В 1970-е гг. фольклорные экспедиции ГМПИ под руководством В. И. Харькова приобрели особенно широкий размах. Так, в 1973 г. более 50 человек были направлены по 28 маршрутам в 19 областей. Продолжалось изучение народной скрипки, начатое К. В. Квиткой на рубеже 1930–1940-х гг., главным образом в Смоленской области; основательно исследованы территории бытования жанра трудовых припевок; состоялись первые экспедиции в Поволжье и в Кировскую область (эти регионы стали основными в полевой практике ГМПИ). Своей работой Харьков на долгие годы определил ключевые направления собирательской деятельности гнесинских этномузыкологов.
Вклад Харькова в методику собирания и преподавания народного творчества весьма велик. Помимо активного участия в подготовке упомянутой выше «Хрестоматии по музыкальному фольклору» для студентов Московской консерватории, он написал в 1950-е гг. «Инструкцию по собиранию материалов песенно-музыкального фольклора русского народа» по заданию Всесоюзного Дома народного творчества имени Н. К. Крупской (ныне Государственный Российский дом народного творчества имени В. Д. Поленова), а также учебную программу по курсу народной музыки для музыкальных училищ.
Материалы, связанные с деятельностью Харькова (полевые аудиозаписи и рукописные материалы, личные документы, рукописи нотных сборников, научных работ), хранятся в архивах Киева, Москвы и Санкт-Петербурга: в фондах Института искусствоведения, фольклористики и этнологии имени М. Ф. Рыльского Национальной академии наук Украины, Научного центра народной музыки имени К. В. Квитки Московской консерватории, Музыкально-этнографического центра имени Е. В. Гиппиуса Российской академии музыки имени Гнесиных, Российского национального музея музыки (фонд 389), Фонограммархива Института русской литературы (коллекция 197).