Правовой идеализм
Правово́й идеали́зм (юридический фетишизм), деформация правосознания, при которой происходит романтизация и преувеличение роли права в жизни личности, общества и государства, возложение на юридические способы и средства регулирования общественных отношений избыточных надежд и ожиданий, не имеющих обоснованной связи с реальностью.
Понятие правового идеализма
Термин введён в научный оборот учёным-правоведом Н. И. Матузовым в 1994 г. Отмечено, что правовой идеализм и правовой нигилизм «питаются одними корнями – юридическим невежеством, неразвитым и деформированным правосознанием, дефицитом политико-правовой культуры» (Матузов. 1994. С. 12). При этом идеалистическое отношение к установленным нормам и правилам начинает формироваться в тот момент, когда у субъекта, получающего некоторое количество правовой информации, складывается мнение, будто все или большинство существующих проблем можно успешно разрешить в пользу заинтересованных лиц с помощью закона. Соответственно, суть правового идеализма заключается «в незнании природы и сущности права, вследствие чего преувеличиваются его регулятивные возможности и всесилие в жизни общества» (Добрынин. 2015. С. 88).
Другие учёные считают, что при характеристике правового идеализма следует вести речь о гипертрофировании роли «не только права, но и иных юридических средств и институтов в решении общественных задач», отождествляя эту деформацию правосознания с правовым фетишизмом (Карташов. 2019. С. 194) и относя к его существенным признакам следующие характеристики:
правовой идеализм является разновидностью юридической антикультуры;
проявляется не только в правосознании, но также в правомерном и противоправном поведении субъектов;
в качестве фетишей (идеалов) могут выступать любые юридические ценности и антиценности (например, учения, традиции, нормы, правовые и противоправные акты);
сущность правового идеализма заключается в преувеличении и абсолютизации разнообразных юридических явлений в решении экономических, политических, социальных, национальных, экологических, демографических, идеологических, организационных и иных задач;
как правило, правовой идеализм негативно влияет на разнообразные сферы личной и общественной жизни.
В любом случае основы правового идеализма лежат в переоценке объективной действительности и реалий института права. Опасность правового идеализма заключается в том, что чрезмерные требования к праву впоследствии сменяются разочарованием и, как следствие, инверсией – правовым нигилизмом (Голубева. 2015. С. 39–42).
Проявления правового идеализма
По мнению профессора С. Н. Братановского (Братановский. 2013. С. 175–179), основными формами проявления правового идеализма могут выступать:
нереалистичное отношение к праву со стороны учёных-правоведов, восприятие права как абстракции, оторванной от жизни (в том числе противопоставление «писаного» и «неписаного» права);
слепая вера граждан в «хорошие законы», которые способны быстро изменить жизнь;
буквальное восприятие права как средства регулирования общественных отношений, игнорирование того факта, что в действительности общественные отношения регулируются не только правом;
идеалистическое отношение к праву со стороны законодателей (например, игнорирование законодателями жизненных обстоятельств при разработке и принятии нормативно-правовых актов; непонимание связи между содержанием нормативно-правового акта и интересами народа; непродуманность механизма реализации норм правового акта; вера в то, что принятие закона автоматически решает жизненные проблемы);
неадекватное понимание должностными лицами и государственными органами возможностей закона (их сильное преувеличение), а также пределов правового воздействия [не все общественные отношения можно урегулировать правом, не все сферы жизни находятся «в поле зрения» правовых норм; например, отношения личные, семейные, отношения в детском коллективе, учреждениях исполнения уголовных наказаний, отдалённых районах тайги и Крайнего Севера (в частности, какими именно методами в каждом конкретном случае перевоспитывать заключённого, какими средствами, приёмами и способами результативно влиять на формирование его позитивной поведенческой культуры – правом эти вопросы напрямую не регулируются), горных поселениях некоторых народностей Кавказа];
увлечение формальной стороной права (например, при рассмотрении многих судебных дел). Речь идёт о случаях, когда правоприменитель вместо рассмотрения дела по существу увлекается в рамках соответствующего процесса формулировками статей и положений, обозначенных в нормативных правовых актах. При этом утрачивается возможность индивидуальной оценки обстоятельств, соответственно те надежды, которые возлагались на правовое регулирование, оказываются несбывшимися и развенчанными. Правовой идеализм оборачивается отрицательным отношением к соответствующим нормам, о чём и писал Н. И. Матузов в статье «Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной "медали"» (1994).
Последствия правового идеализма
Несмотря на то что проявления правового идеализма менее заметны, не стоит недооценивать тот вред, который он наносит обществу и государству. Этот феномен даже более коварен, чем правовой нигилизм, т. к. его последствия видны не сразу, а проявляются по прошествии длительного времени.
Так, слепая вера в «хорошие» законы, а с ними и в быстрые перемены жизни в лучшую сторону в итоге порождает у людей разочарование, а затем и недоверие к праву и государству в целом. Создание правовых норм, которые по своей сути, возможно, и являются прогрессивными, но опережают своё время, также не несёт в себе ничего хорошего. Между тем вера законодателей в то, что достаточно разработать и принять «умные» и «правильные» законы, и общество начнёт жить и развиваться по новым принципам, приводит к появлению массы правовых норм, пытающихся охватить всё новые сферы жизни. Но, к сожалению, одними законами изменить жизнь в одночасье невозможно. Обилие нереализованных правовых норм приводит к неверию в их возможности, к тому, что закон становится «мертворождённым».
Излишний бюрократизм, стремление исполнять каждую букву закона, преувеличивая его значимость, со стороны государственных органов и должностных лиц на общем фоне высокого уровня социального неравенства способствуют нарастанию раздражения в адрес чиновников и государственной власти в целом.
Все эти факторы в совокупности приводят к негативному отношению к праву и государственным институтам в целом. С течением времени правовой идеализм приводит к правовому нигилизму, своеобразно «подпитывая» его.
Преодоление правового идеализма
Преодоление правового идеализма – сложная задача, способствующая построению правового государства. Следует выделить 3 основные группы мер по преодолению причин правового идеализма.
Первую группу образуют политические меры. Они непосредственно связаны с устранением факторов, препятствующих чрезмерной идеализации нормативных предписаний, представляют политическую сферу, предлагающую, соответственно, государственно-правовые пути преодоления идеализма.
К политическим мерам относятся:
эффективная целенаправленная правовая политика государства;
упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины;
уважение и всемерная защита прав личности;
повышение качества правотворчества, приведение его в соответствие с реальными интересами граждан;
устранение коллизий между общефедеральными и региональными нормативными актами;
создание и консолидация общего правового пространства и т. д.
Вторую группу составляют социально-экономические меры:
повышение уровня жизни граждан;
стимулирование, в том числе материальное, отдельных категорий граждан;
сокращение разрыва между самыми богатыми и самыми бедными слоями населения, установление социальной справедливости в обществе и т. д.
Наконец, третью группу образуют меры культурного, духовного, морального содержания, которые должны включать в себя следующие составляющие:
повышение уровня юридической культуры государственных органов и граждан, их правового, нравственного и юридического сознания;
последовательное правовое воспитание и просвещение;
введение повсеместного правового всеобуча;
активная правовая пропаганда;
подготовка высококвалифицированных кадров юристов.
Ещё одно направление преодоления правового идеализма – объединение усилий общества и государства для формирования правосознания населения. Для его реализации необходима отлаженная работа государственных организаций, учреждений и иных подразделений. Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 45), гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Как полагал российский учёный-правовед П. И. Новгородцев, у правового государства достаточно для этого сил и средств (Новгородцев. 1995. С. 355). Если же в государстве нет хорошо развитых механизмов формирования правосознания населения и преодоления юридического идеализма, оно должно обратиться к потенциалу самого общества в лице его общественных объединений.
Общественные объединения призваны не только быть источником информации о правах человека, но и способствовать осознанию и уважению права как такового. Их долг – расшевелить «сонное» (незрелое) правосознание людей и положительно на него воздействовать, формируя полноценное общественное мнение о праве.
Важным условием преодоления юридического идеализма является глубокое осознание всеми гражданами своих прав и обязанностей, усвоение ими идей правовых ценностей, законности, правопорядка.
Основной критерий успешности указанных мероприятий – их комплексный, скоординированный характер. Если причина идеализации права кроется в социальных, экономических, культурных, духовных сторонах жизни общества, то необходимо сначала преодолеть эти аномалии, объясняя каждому субъекту истинный смысл законодательных предписаний и порядок их применения. Такой подход позволит снизить, а позже и преодолеть правовой идеализм.