Крыльчатый движитель
Кры́льчатый дви́житель, судовой движитель, представляющий собой вращающийся в плоскости днища судна диск, по окружности которого вертикально установлены поворотные крылообразные лопасти (обычно от 4 до 8). Поворот лопастей относительно своих осей осуществляется с помощью специального эксцентрикового механизма или планетарной передачи (последняя на современном крыльчатом движителе не применяется). Все детали крыльчатого движителя, приводящие его в движение, и элементы его крепления размещают внутри корпуса судна, в воду выходят только лопасти.
Конструкция крыльчатого движителя позволяет дистанционно управлять величиной и направлением силы упора (создаваемого движителем и передаваемого корпусу судна для обеспечения движения в заданном направлении) путём изменения углов установки лопастей относительно диска; таким образом крыльчатый движитель совмещает в себе функции движителя и руля. Крыльчатый движитель легко приспосабливается к двигателю судна и обеспечивает его работу с постоянной частотой вращения без реверсирования при любых скоростях на режимах как переднего, так и заднего хода. Недостатками крыльчатого движителя являются сложность конструкции, большая масса и значительные механические потери при эксплуатации, снижающие кпд до 0,54–0,58. Крыльчатые движители в основном устанавливают на судах, которые должны обладать высокими манёвренными качествами, – портовых буксирах, паромах, плавучих кранах, тральщиках и т. п.