Павлов Алексей Степанович
Па́влов Алексе́й Степа́нович [12(24).5.1832, Томская губерния – 16(28).8.1898, Москва], российский канонист, историк древнерусского и византийского права, историк Церкви, источниковед, археограф, член-корреспондент Петербургской академии наук (1873). Из семьи причетника. Окончил Казанскую духовную академию (КазДА) (1858; первым магистром). Преподавал в Казанской духовной семинарии общую и русскую церковную историю (1858); бакалавр по кафедре литургики и канонического права КазДА (1859–1864). В 1865–1866 гг. находился в научной командировке в Германии (в основном в Гейдельберге), где изучал главным образом римское право. Занимал кафедру церковного права в Казанском (1864–1869), Новороссийском (1869–1875) и Московском (1875–1898) университетах. Экстраординарный (1867), ординарный (1869), заслуженный (1884) профессор.
Павлов относил церковное право к числу юридических наук. Последовательно придерживался принципа историзма, считал историко-догматический метод важнейшим для церковно-правовой науки. Ставил перед собой задачу всестороннего изучения рецепции византийского права у южных славян и в России. Для этого требовалось как научное издание и исследование памятников права, так и анализ правовых норм и институтов (в том числе вопроса о том, в какой мере законодательные нормы применялись на практике). Павлов опубликовал ряд древнерусских и византийских правовых памятников: т. н. Номоканон при большом требнике (1872; 2-е издание, 1897), «"Книги законные", содержащие в себе в древнерусском переводе византийские законы земледельческие, уголовные, брачные и судебные» (1885), сборник «Памятники древнерусского канонического права XI–XV в.» (1880; 2-е издание, 1908; постановления русских церковных соборов и отдельных архиереев, грамоты константинопольских патриархов, формы церковных документов и др.), «Сборник неизданных памятников византийского церковного права» (1898; составлен из отдельных публикаций в журнале «Византийский временник»). Источниковедческие труды Павлова посвящены Кормчей книге, «Закону судному людем», княжеским уставам 10–12 вв., Стоглаву (см. Стоглавый собор), каноническим вопросам – ответам византийских иерархов и др.
Павлову также принадлежат исследования по истории церковно-семейного права («50-я глава Кормчей книги, как исторический и практический источник русского брачного права», 1887) и церковного землевладения («Исторический очерк секуляризации церковных земель в России», 1871). Печатная полемика по различным проблемам церковного права, которую Павлов вёл с И. С. Бердниковым, Н. С. Суворовым и другими учёными, оказала значительное влияние на развитие российской церковно-правовой науки. Университетские лекции Павлова, изданные после его смерти И. М. Громогласовым («Курс церковного права», 1902), к началу 21 в. остаются одним из лучших учебных пособий по истории права Русской православной церкви.