Моисей (архиепископ Новгородский)
Моисе́й (в миру Митрофан) (ум. январь 1363, Сковородский Михаило-Архангельский монастырь), русский церковный деятель, архиепископ Новгородский (1326–1330, 1352–1359); русский святой.
Биография до 1325 г.
Биографические сведения о Моисее до его избрания и возведения на Новгородскую кафедру содержит его житие, составленное не ранее 1483/1484 г. Пахомием Сербом (Духанина. 2019). В миру носил имя Митрофан. Принял постриг в тверском Отроче в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре, затем перешёл в новгородский Колмов в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь. Не ранее 1310 г. был избран архимандритом новгородского Юрьева во имя великомученика Георгия Победоносца мужского монастыря, тем самым возглавив всё чёрное духовенство Новгорода. По сведениям Новгородской первой летописи через некоторое время оставил Юрьев монастырь и возвратился в Колмовскую обитель [Новгородская первая летопись (НПЛ). 1950. С. 97, 340].
На новгородской кафедре
В феврале 1325 г. избран по жребию на Новгородскую кафедру. Рукоположен в сан архиепископа в Москве митрополитом Киевским Петром не позднее февраля 1326 г. Уже в сане архиепископа участвовал 8 февраля 1326 г. в погребении в Архангельском соборе Московского Кремля московского князя Юрия Даниловича.
Вернулся в Новгород 11 марта 1326 г. 3 июня того же года подписал мирный договор Новгородской республики со Швецией и Норвегией, при этом имя архиепископа упоминается на первом месте среди других должностных лиц Новгорода [Грамоты Великого Новгорода и Пскова (ГВНП). Москва ; Ленинград, 1949. № 39. С. 69–70]. В 1326–1327 гг. благословил подписание договорной грамоты между великим князем владимирским Александром Михайловичем и Новгородской республикой (ГВНП. № 14. С. 26–28).
В 1327 г. участвовал в основании деревянного храма, ставшего соборным для Десятинного в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Людином конце Новгорода на месте, которое, по всей видимости, издавна принадлежало Новгородской архиепископии. Согласно Новгородской первой летописи, инициатором постройки храма стал именно Моисей (НПЛ. С. 98). По данным Новгородской четвёртой летописи, его заложила некая «княгиня Святославля» (Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 4, ч. 1, вып. 1. 1915. С. 260). А. Е. Мусин, сопоставляя эту информацию, а также сведения позднейшей Новгородской второй летописи (ПСРЛ. Т. 30. 2009. С. 167) выдвинул точку зрения, согласно которой этот храм стал «своеобразным памятником» договору Новгородской республики с Великим княжеством Литовским, заключённому в 1326 г., а инициатором его постройки по благословению Моисея стала княгиня Анна – мать дорогобужского князя Фёдора Святославича, одного из литовских послов, подписавших соглашение 1326 г. (Мусин. 2016. С. 154).
В 1328 г. вместе с новгородским тысяцким Авраамом в Пскове безуспешно пытался уговорить бежавшего из Твери князя Александра Михайловича поехать в Орду на суд к хану (НПЛ. С. 98, 341); переговоры были проведены, возможно, по просьбе митрополита Киевского Феогноста.
Весной 1330 г. по собственному желанию оставил кафедру и постригся в великую схиму (НПЛ. С. 99, 342), удалившись затем, согласно житию, в Колмов монастырь. По мнению В. Л. Янина и А. С. Хорошева, уход Моисея с кафедры мог быть вызван обострением социально-политической борьбы в Новгороде, а также тем, что московские власти могли быть недовольны расширением владычной юрисдикции за счёт сужения юрисдикции княжеской в вопросах, касавшихся имущественных отношений (Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. Т. 2. Москва, 1970. С. 60; Хорошев. 1980. С. 130). По предположению Г. В. Попова, Моисей оставил кафедру из-за неприятия решений митрополита Феогноста о применении интердикта к Пскову и об отлучении от Церкви псковского князя Александра Михайловича (Попов Г. В. Некоторые аспекты культурно-исторического развития Твери первых десятилетий XIV в. // Попов Г. В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV–XVI в. / Г. В. Попов, А. В. Рындина. Москва, 1979. С. 28).
Биография в 1330–1352 гг.
В 1335 г. основал под Новгородом Деревяницкий в честь Воскресения Христова монастырь.
В 1352 г. возглавлял отпевание своего преемника по Новгородской кафедре – архиепископа Василия Калики.
Вновь на новгородской кафедре (1352–1359)
По приглашению новгородцев в том же году вернулся на архиерейскую кафедру [«пакы с молбою введоша... на свои ему стол к Святеи Софеи» (НПЛ. С. 362–363)]. Возведение схимника на архиерейский стол допускалось в церковной практике того времени (Успенский. 1998. С. 272–273. Примеч. 26). После возвращения на кафедру отправил грамоты в Константинополь императору Иоанну VI Кантакузину и патриарху Филофею Коккину с просьбой о благословении и исправлении «неподобных вещех, приходящих с насилием от митрополита» (НПЛ. С. 363). В историографии была распространена версия, что Моисей жаловался на митрополита Феогноста, однако, учитывая хронологию событий, скорее всего, он имел в виду наречённого на Киевскую кафедру Алексия, обложившего подчинявшиеся ему епархии дополнительными податями перед своей поездкой в Константинополь на поставление. Вернувшиеся из Константинополя послы привезли для Моисея грамоты от императора и патриарха, фелонь-полиставрий (с изображением крестов; к 14 в. это облачение, как правило, носили лишь патриархи и митрополиты) и золотую печать, что было большой редкостью для посланий, адресованных архиепископам (НПЛ. С. 364). В грамотах патриарх Филофей предостерегал от признания поставленного патриархом Тырновским Феодосием II на Киевскую кафедру Феодорита (отлучённого патриархом Константинопольским от Церкви) и предписывал оказывать полное повиновение митрополиту Киевскому Алексию (Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1. Санкт-Петербург, 1908. Прил. № 10–11. Стб. 51–64). В советской историографии традиционно считалось, что Моисей выражал общее стремление Новгородской республики 14 в. к церковной независимости от Москвы, однако говорить о какой-либо определённой внешнеполитической ориентации Моисея оснований не имеется.
После повторного возвращения на кафедру основал ряд монастырей: в 1352 г. Волотовский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь; в 1355 г. (НПЛ. С. 364) Сковородский во имя архангела Михаила мужской монастырь в урочище Сковородка, в 4,3 км к югу от Новгорода (располагался на правом берегу реки Волхов близ современной деревни Сковородка Новгородского района Новгородской области; практически полностью уничтожен во время Великой Отечественной войны 1941–1945); в 1357 г. (НПЛ. С. 364), по всей видимости, монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы в Радоковицах.
В 1358 г. на вече новгородцы «целоваша крест бочек не бити» (вероятно, один из архаических обычаев) (ПСРЛ. Т. 4, ч. 1, вып. 1. С. 287), что свидетельствует о том, что Моисей вёл борьбу с ритуальными языческими пережитками. Согласно краткой редакции жития Моисея и похвальному слову в его честь (оба произведения, вероятно, составлены Пахомием Сербом не позднее конца 15 в.), боролся против новгородско-псковского антиклерикального движения стригольников, которое, вполне возможно, возникло во время второго занятия им архиерейской кафедры; подробности этой борьбы неизвестны (Печников. 2001).
Вторично оставил кафедру 28 августа 1359 г. «по своеи воли, немощи деля своея» (НПЛ. С. 365). Отклонил просьбы новгородцев и благословил их избрать ему преемника, «его же вы Бог дасть», т. е. жребием на престоле Софийского собора.
Последние годы жизни
Последние годы жизни, вероятно, провёл в Сковородском монастыре. После ухода с кафедры продолжал пользоваться среди новгородцев большим авторитетом. Весной 1360 г. во время вооружённых столкновений жителей Софийской стороны и Славенского конца Новгорода способствовал их примирению (НПЛ. С. 366; ПСРЛ. Т. 4, ч. 1, вып. 1. С. 288).
Моисей как заказчик икон и книг. Храмоздательная деятельность
Неоднократно выступал как заказчик икон и рукописных книг (ряд из них сохранился: Моисей. 2017. С. 299). Сохранились 2 заказанные им иконы «Спас на Престоле»: одна ныне находится в местном ряду иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля (1337, под записью, видимо, 17 в.), вторая – в местном ряду иконостаса в приделе Рождества Богородицы в новгородском Софийском соборе (1362; в 2003–2005 раскрыта из-под поздних записей).
Вёл активную храмоздательную деятельность. Выступил заказчиком строительства соборных храмов монастырей: Воскресения Христова в Деревяницком монастыре (1335), Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле (1352), архангела Михаила в Сковородском монастыре (1355), новгородского в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастыря (1357), Успенского Радоковицкого монастыря (1357); церквей Святого Прокопия на княжеском дворе (1359), Благовещения на Михайловой улице (1362). Вероятно, что при непосредственном участии Моисея была возведена церковь в честь иконы Богородицы «Знамение» на Ильине улице (1354/1355).
Владычные печати
Известны владычные печати архиепископа Моисея с надписью: «Моисе/ъи архиеп(иско/уп) Новгородьскыи» на одной стороне и изображением иконы Богоматери «Знамение» в рост – на другой, а также анонимные печати, атрибутируемые В. Л. Яниным его наместникам (Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси. Т. 2. С. 47–48, 50, 58, 62–64, 176–177, 186–187, 264–265; Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. Т. 3 / В. Л. Янин, П. Г. Гайдуков. Москва, 1998. С. 83–84, 188). Распространение анонимной печати владычных наместников (при сузившейся сфере применения именной владычной печати) говорит, по мнению исследователя, о том, что «при Моисее впервые происходит становление принципиально нового состояния новгородского наместничества... В распоряжение архиепископа начинает поступать печатная пошлина со всех актов поземельных отношений, отныне скрепляемых только новгородскими владычными буллами. Указанный порядок сохраняется до падения Новгорода и ликвидации особых прав Новгородской кафедры в 1478–1480 г.» (Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси. Т. 2. С. 87).
Сохранились омофор, панагия, фелонь-полиставрион (хранятся в Новгородском государственном объединённым музее-заповеднике), потир 1329 г. (хранится в собрании музеев Московского Кремля) архиепископа.
Погребение Моисея 25 января 1363 г. возглавил архиепископ Новгородский Алексий, которому сослужил собор духовенства, на церемонии присутствовало множество новгородцев (НПЛ. С. 368).
Был похоронен в соборе Сковородского монастыря. В 1936 г. могила была вскрыта, останки переданы в Новгородский музей (к настоящему времени их местонахождение неизвестно).
Уникальное изображение Моисея, позволяющее судить о его облике, находилось на фреске (известна по дореволюционным фотографиям и копиям; сохранились её фрагменты), созданной в 1363 г., в церкви Успения на Волотовом поле.
Канонизация
Местное почитание владыки началось вскоре после его кончины. Ещё до обретения мощей придел во имя святителя Моисея существовал в Михайловском соборе Сковородского монастыря (1660–1670-е гг.). 19(29) апреля 1686 г. при митрополите Новгородском Корнилии были обретены мощи владыки Моисея. Его канонизация подтверждена включением в собор Новгородских святых, восстановление почитания которого произошло в 1981 г.
Дни памяти: 25 января (ст. ст.), в Соборах Новгородских святых и Псковских святых (3-е воскресенье после Троицы), Тверских святых (воскресенье после 29 июня), Всех святых, в земле Русской просиявших (2-е воскресенье после Троицы).