Максим (митрополит Киевский)
Макси́м (ум. в декабре 1305, Владимир), русский церковный деятель, митрополит Киевский (1283–1305); русский святой. По происхождению грек.
Биография
Рукоположен в 1283 г. патриархом Константинопольским Григорием II Кипрским. Сам факт поставления Максима свидетельствует, что он разделял утвердившийся с воцарением в Константинополе императора Андроника II Палеолога взгляд на негативное значение заключенной по инициативе прежнего императора Михаила VIII Палеолога Лионской унии. Эта позиция сближала внешнеполитические представления Максима со взглядами его предшественника на кафедре Кирилла II (III), воспринявшего курс великого князя владимирского Александра Ярославича Невского на противодействие европейской военной и культурной экспансии. Кроме того, Максим разделял и представление о необходимости выстраивания конструктивных отношений с Ордой.
Прибыл на Русь в 1283 г. В том же году предпринял путешествие в Орду, целями которого стали обеспечение положения церковной организации и (предположительно) выполнение дипломатических поручений византийского императора. Вернулся на Русь весной 1284 г. Резиденцией Максима изначально оставался Киев, но он продолжил начатую его предшественником практику объездов русских земель.
Согласно Никоновской летописи 16 в., в 1284 г. провёл собор русских иерархов [Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 10. Москва, 2000. С. 162]. Достоверность этого летописного сообщения по-разному оценивается исследователями. Возможно, на соборе было официально сообщено о разрыве Лионской унии. По мнению В. Л. Янина, на этом соборе могла быть утверждена новая редакция русской Кормчей (Янин. 2004. С. 235–236).
Рукоположил Иакова во епископа Владимирского (1288), Тарасия во епископа Ростовского (1289), Андрея во епископа Тверского (1290). В 1295 г. по неизвестным причинам свёл Иакова с кафедры, рукоположив на неё Симеона.
Общая дестабилизация обстановки на Юге, вследствие обострения внутриордынской междоусобицы (борьба хана Тохты и Ногая) и набега на Киев одного из ордынских отрядов (1299), вынудили митрополита задуматься о переезде в более безопасное место. Местонахождение митрополита некоторое время оставалось неизвестным в Северо-Западной Руси. Об этом косвенно свидетельствует Новгородская четвёртая летопись, в которой сообщается, что после состоявшегося как раз в этот момент избрания в Новгороде архиепископа Феоктиста его не стали посылать для официального рукоположения, а ввели на владычный двор, «дондеже уведають кде митрополит» (ПСРЛ. Т. 4, ч. 1. Москва, 2000. С. 250). «Не терпя татарьско насилья» (ПСРЛ. Т. 1. Москва, 1997. Стб. 485), Максим был вынужден в том же 1299 г. окончательно перебраться из Киева в Северо-Восточную Русь, во Владимир. Прибыв туда, митрополит перевёл епископа Владимирского Симеона в Ростов, приняв на себя руководство Владимирской епархией.
Перемещение архиерея, а тем более вторжение в чужую епархию (что в какой-то степени имело место в случае с переведённым в Ростов Симеоном), противоречило каноническим правилам. Однако в этом вопросе митрополит мог опереться на византийский прецедент – перенос после захвата крестоносцами Константинополя центра Константинопольской патриархии в Никею. Митрополит Максим и его преемники, окормляя Владимирскую епископию, сохранили за собой наименование «киевских», подобному тому как находившиеся в Никее патриархи титуловались Константинопольскими и фактически управляли Никейской митрополией (Успенский. 1998. С. 363–364, 374).
Иное объяснение переезду Максима во Владимир (а затем и переносу центра митрополии в Москву) дал А. Е. Мусин. Опираясь на 3-е правило II Вселенского собора и 28-е правило IV Вселенского собора, он отмечал канонические основания для нахождения глав церковной и светской власти (в данном случае великого князя владимирского) в одном центре (Мусин. 2010. С. 79).
Летом 1300 г. Максим посетил Новгород и 29 июня рукоположил Феоктиста на местную кафедру. С помощью этой поездки митрополит укрепил отношения с этим важнейшим центром, она способствовала получению материальных выгод за счёт осуществления Максимом митрополичьего апелляционного суда.
Перенос Максимом митрополичьей резиденции во Владимир стал одним из поводов для разделения единой Киевской митрополии после прихода к власти в Галицко-Волынском княжестве князя Юрия (Георгия) Львовича (1301). Галицкий князь выдвинул инициативу по превращению Галицкой епархии в самостоятельную митрополию и добился утверждения этого решения в Константинополе в 1302/1303 г.
Митрополит стал посредником на княжеском съезде 1303 г. в г. Переяславль (Залесский), на котором решалась судьба переяславского княжения. Согласно принятому решению Переяславль остался под контролем московских князей с условием последующего перехода под власть преемника на великокняжеском столе великого князя владимирского Андрея Александровича.
После смерти Андрея Александровича летом 1304 г. выступил за традиционный порядок престолонаследия и поддерживал тверского князя Михаила Ярославича в борьбе за великое княжение против московского князя Юрия Даниловича. Помимо соблюдения традиционного порядка престолонаследия, поддержка Максимом князя Михаила Ярославича способствовала первому после установления зависимости от Орды случаю, когда высшая церковная власть фактически оказалась в тесном союзе с князем одного из новых, активно набиравших силу политических центров (в данном случае – Твери) (Штыков. 2004. С. 90). Это фактически означало окончательную констатацию утраты Владимиром своей прежней политической значимости. Предпринял попытку убедить московского князя не ездить в Орду с претензиями на ханский ярлык и подчиниться тверскому князю. В конце 1305 г. в Успенском соборе во Владимире возглавил интронизацию князя Михаила Ярославича на великое княжение.
Согласно грамоте митрополита Феогноста, решил спор между Рязанской и Сарайской епархиями о юрисдикции Червлёного Яра (степной местности на Дону) в пользу епископа Рязанского.
С именем Максима связывают «Правило», дошедшее в составе некоторых Кормчих (речь в нём идет о соблюдении постов и святости брака).
Дата смерти митрополита в летописях разнится, указываются 6 (Приселков М. Д. Троицкая летопись. Москва, 2002. С. 352; ПСРЛ. Т. 18. Москва, 2007. С. 87) или 16 (ПСРЛ. Т. 4, ч. 1. Москва, 2000. С. 253; Т. 25. Москва, 2004. С. 393) декабря. По всей видимости, преимущество следует отдать первой дате, поскольку в летописных статьях она точно привязана к празднованию памяти святителя Николая Чудотворца.
Единственный из митрополитов Киевских и всея Руси похоронен в Успенском соборе во Владимире.
Канонизация
Память Максима особо чтилась в Успенском соборе Владимира. Канонизация подтверждена включением его имени в Собор Владимирских святых (празднование установлено в 1982). Дни памяти: 23 июня ст. ст. (в Соборе Владимирских святых) и в Соборе всех святых, в земле Русской просиявших (2-е воскресенье после Троицы).