Петров Николай Павлович
Петро́в Никола́й Па́влович [1(13).5.1836, Трубчевск – 15.1.1920, Туапсе], российский учёный и инженер в области железнодорожного транспорта, основоположник гидродинамической теории смазки, почётный член Петербургской АН (1894), инженер-генерал-лейтенант (1900). По окончании Николаевской инженерной академии (1857) работал там же на кафедре математики, которую возглавлял М. В. Остроградский. Будучи вольнослушателем Санкт-Петербургского практического технологического института (ныне Санкт-Петербургский государственный технологический институт), Петров принимал участие в проектировании машин на Охтенском заводе под руководством И. А. Вышнеградского. С 1866 г. читал курсы по различным разделам прикладной математики в Санкт-Петербургском практическом технологическом институте и Санкт-Петербургской инженерной академии; в 1871 г. заведующий кафедрой железнодорожного дела в Санкт-Петербургском практическом технологическом институте (профессор с 1872). В результате исследований трения в вагонных подшипниках заложил основы гидродинамической теории смазки, сформулировал закон трения при смазке. Эти вопросы изложены Петровым в труде «Трение в машинах и влияние на него смазывающей жидкости» (1883) и последующих работах. В теории механизмов им был разработан метод очертания зубцов цилиндрических колёс дугами круга. Кроме того, Петров исследовал методы тяговых расчётов поездов, давление колёс на рельсы и их прочность, напряжения в колёсных парах, действие тормозных систем и др. В 1888–1892 гг. Петров – председатель Временного управления казённых железных дорог. При нём протяжённость казённых железных дорог возросла вдвое, в их состав вошло несколько крупных частных дорог: Рижско-Вяземская, Курско-Харьково-Азовская, Моршанско-Сызранская, Либаво-Роменская, строился большой тоннель на Закавказской железной дороге, началось строительство железной дороги в наиболее отдалённой окраине России – в Уссурийском крае. Под руководством Петрова началось проектирование Транссибирской магистрали. В 1892 г. директор Департамента железных дорог Министерства путей сообщения и одновременно председатель инженерного совета. В 1892–1900 гг. товарищ министра путей сообщения. В 1896–1905 гг. председатель Русского технического общества. С 1900 г. член Государственного совета, в 1907–1915 гг. председатель 2-го Департамента Государственного совета. По инициативе Петрова создано Московское инженерное училище ведомства путей сообщения (Московский институт инженеров транспорта). Премия имени М. В. Ломоносова АН (1884). Награждён орденом Святого Владимира 2-й степени (1886), Святого Александра Невского (1896), Святого Владимира 1-й степени (1905), Святого апостола Андрея Первозванного (1915).