Пенсионерская поездка А. П. Лосенко
Пенсионерская поездка А. П. Лосенко. Живописец А. П. Лосенко поступил в Императорскую Академию художеств (ИАХ) в Санкт-Петербурге в 1759 г. и менее чем через год отправился вместе с архитектором В. И. Баженовым в организованную И. И. Шуваловым пенсионерскую поездку для совершенствования художественного мастерства за рубежом.
В Париже он стал учеником Королевской академии живописи и скульптуры, одной из старейших академий изящных искусств в Европе. Обучение было сосредоточено на изучении обнажённой натуры: скульпторы и художники, в числе которых был и Лосенко, рисовали с натуры на сеансах в «школе модели». Работы русского пенсионера были отмечены наградами: в 1762, 1763 и 1765 гг. он получил малые серебряные медали (3, 2 и 1-й степени соответственно). Параллельно с занятиями в академии ученики посещали частные мастерские, где они изучали различные художественные специальности. Лосенко стал учеником Ж. Ресту, директора Королевской академии и мастера барочной живописи, славу которому составили монументальные алтарные картины для парижских церквей. Под руководством учителя Лосенко занимался исторической живописью, испытав влияние живописи барокко. Полотно «Чудесный улов рыбы» (1762; Русский музей, Санкт-Петербург; далее – ГРМ), написанное в мастерской Ресту, представляет собой сложную многофигурную композицию, где драматизм достигается за счёт напряжённой пластики героев и резких светотеневых контрастов.
В 1762 г. по указанию Шувалова Лосенко покинул Париж и отправился на родину, чтобы наглядно продемонстрировать успехи ИАХ взошедшей на престол императрице Екатерине II. «Чудесный улов рыбы» вызвал восхищённые отзывы в петербургской академии и удостоился похвалы императрицы, которая приобрела картину для своей коллекции.
Лосенко получил дозволение продолжить обучение за границей и уже в 1763 г. вернулся в Париж, став учеником исторического живописца Ж.-М. Вьена, одного из основоположников классицизма. Под его влиянием Лосенко обратился к мифологической живописи и отошёл от барочного стиля, сделав выбор в пользу сдержанной цветовой гаммы и спокойных композиций («Смерть Адониса», 1764, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск; «Жертвоприношение Авраама», 1765, ГРМ).
Помимо практических занятий Лосенко уделял большое внимание знакомству с достопримечательностями и коллекциями Парижа. «Журнал знатных работ живописи и скульптуры», который художник вёл по указанию ИАХ, свидетельствует о посещении им церквей, Люксембургского дворца и дворца Пале-Рояль, Версаля. Сам Лосенко жил на улице Фроманто напротив Лувра, где располагалась Королевская академия.
В 1765 г. Лосенко отправился в Рим, где начал работать как самостоятельный художник. Там он изучал античную культуру и искусство эпохи Возрождения; ему принадлежат зарисовки конной статуи Марка Аврелия, копия «Правосудия» Рафаэля (конец 1760-х гг., Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств, Санкт-Петербург). В картине «Зевс и Фетида» (1769, ГРМ) фигура Зевса отсылает к «Бельведерскому торсу», выставленному в Папском дворце (см. Ватиканские музеи). Результатом натурных занятий и изучения античной скульптуры стали «академии» – живописные штудии обнажённых мужских фигур, которые были отправлены в Санкт-Петербург и отождествлены с Каином и Авелем («Каин», Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Авель», Харьковский художественный музей; оба – 1768).
В 1769 г. Лосенко возвратился в Санкт-Петербург, где сделал академическую карьеру: в 1770 г. он стал академиком и профессором, в 1772 г. – директором ИАХ.