«Papers, Please»
«Papers, please», инди-игра в жанре симулятор и головоломка, создана Л. Поупом. Выпущена 8 августа 2013 г. Игра изначально вышла для платформ Windows и macOS, а позднее стала доступна для Linux, PlayStation Vita, Android и iOS. В «Papers, please» пользователю предлагается роль сотрудника пограничной службы, который должен досматривать пересекающих границу людей и принимать решение об их допуске или недопуске на территорию страны.
Игровой процесс
Игровой процесс «Papers, please» разделён на две фазы: основная фаза представляет собой рабочий день пограничного служащего, в ходе которого инспектор под управлением игрока осуществляет непосредственные обязанности, а также общается с сослуживцами и начальством. Между рабочими днями игрок оказывается в промежуточной фазе, где он может видеть итоги предыдущего рабочего дня и информацию о том, что ждёт его в следующем.
Основная фаза игрового процесса начинается с того, что игроку предъявляются правила пропуска граждан, которым он должен подчиняться в течение этого рабочего дня. Эти правила меняются раз в несколько дней, постепенно становясь всё сложнее, – с сюжетной стороны это отражает рост политической напряжённости в регионе, а с игромеханической точки зрения это позволяет плавно повышать уровень сложности игры, предоставляя игроку более трудные задачи.
Интерфейс основной фазы разделён на три части: верхнюю, левую нижнюю и правую нижнюю. В верхней части изображён со стороны контрольно-пропускной пункт – с этой частью интерфейса игрок взаимодействует меньше всего, и нужна она преимущественно для того, чтобы сообщать игроку о событиях, происходящих за пределами будки, в которой находится главный герой: например, в верхней части интерфейса можно видеть бесконечную очередь на вход, военных, охраняющих КПП, и различные взаимодействия между ними. В левой части интерфейса находится окошко, через которое игрок видит посетителя и может с ним взаимодействовать: принять или отдать документы, а также допросить посетителя, если в его документах есть несостыковки. Чтобы ознакомиться с документами, их необходимо перетащить из левой части интерфейса в правую, которая репрезентует рабочий стол главного героя. Здесь документы можно открыть и пролистать, сверить их друг с другом, а также отметить все обнаруженные нарушения. По результатам проверки игрок должен поставить в паспорт посетителя красный или зелёный штамп в зависимости от того, согласен ли он его пропустить. После этого посетитель уходит, и его место занимает следующий, и если игрок совершил ошибку при проверке документов, то он получает уведомление об этом. Основная сложность «Papers, please» порождается тем, что каждый «рабочий день» ограничен 3–8 минутами реального времени, из-за чего игрок должен не просто принимать верные решения, но и делать это как можно быстрее, поскольку оплата труда главного героя является сдельной и зависит от количества дел, которые он успел рассмотреть в течение дня. Следовательно, если инспектор будет проверять документы дотошно, но слишком долго, то получит слишком маленькую зарплату, – и то же самое случится, если он будет излишне торопиться, допустит ошибки и будет оштрафован начальством.
Зарплата главного героя важна для второй фазы игры, где игроку от его лица предстоит принимать решения о семейном бюджете: каждый день необходимо оплачивать еду и проживание, а время от времени появляются дополнительные расходы. Согласно сюжету, главный герой – единственный кормилец в семье, и если он не будет зарабатывать достаточно, то его члены семьи начнут умирать от голода, болезней и т. д. После принятия нескольких решений и подведения итогов дня вторая фаза завершается и снова запускается первая – таким образом должен пройти 31 игровой день, после чего игра заканчивается. В игре предусмотрено 20 возможных вариантов концовки, 17 из которых считаются негативными, поскольку оканчиваются тюремным заключением или смертью главного героя, а три оставшиеся считаются позитивными, и достижение одного из них можно считать успешным прохождением игры.
Сюжет и мир игры
Действие «Papers, please» разворачивается на территории вымышленного тоталитарного государства Арстотцка, антураж которого эстетически отсылает к странам Организации Варшавского договора. Несколько лет Арстотцка воевала с соседним государством под названием Колечия, и по итогам войны пограничный город Грештин был разделён на западную и восточную часть стеной. Главный герой – безымянный пограничный служащий, которого внутриигровые персонажи называют просто Инспектор, – выигрывает в трудовой лотерее должность на свежесозданном контрольно-пропускном пункте, который разделяет Восточный и Западный Грештин. Инспектор переезжает в Восточный Грештин со своей увеличившейся семьёй и теперь должен заработать себе и родным на жизнь.
По ходу игры у главного героя неоднократно появляются возможности дополнительного заработка как легальными, так и нелегальными способами, а также различные второстепенные квесты: в зависимости от решений, принимаемых игроком, его главный герой может допустить теракт на территории КПП, поссориться с начальством и потерять работу, совершить преступление и оказаться в тюрьме и т. д.
По ходу развития основного сюжета группа оппозиционеров планирует свержение правительства Арстотцки и предлагает главному герою участвовать в восстании. Все три положительные концовки игры так или иначе следуют из решений главного героя по данному вопросу: он может остаться на стороне государства и поспособствовать поимке повстанцев, встать на сторону повстанцев и в нужный момент помочь их боевикам пересечь границу или же с помощью друзей сделать поддельные документы себе и членам семьи, чтобы сбежать от надвигающейся бури.
История разработки
На разработку «Papers, please» гейм-дизайнер Л. Поуп был вдохновлён собственным опытом пересечения государственных границ: в течение многих лет он по семейным и рабочим обстоятельствам был вынужден регулярно взаимодействовать с таможенными службами разных стран (Gwaltney. 2013). Под влиянием кинофильма «Операция "Арго"», серии «Джейсон Борн», а также других шпионских триллеров Поуп придумал сюжет будущей игры, а сеттинг позаимствовал из одной из своих предыдущих игр под названием «The Republia Times», в которой пользователь должен был взять на себя роль редактора газеты в тоталитарном государстве. Как и в своих других проектах, Поуп самостоятельно занимался разработкой всех аспектов игры (The making of: Papers, Please. 2014). Весной 2013 г. после одобрения пользователей в сервисе Steam Greenlight «Papers, please» была добавлена в виртуальный магазин Steam.
Признание
Игра «Papers, please» быстро обрела популярность как у критиков (Dumitrescu. 2013), так и у широкой публики, получила позитивные рецензии множества видеоигровых СМИ, а впоследствии завоевала ряд престижных премий в области компьютерных игр, в том числе BAFTA (в номинации «Лучшая стратегия или симулятор»), Independent Games Festival (в номинациях Excellence in Narrative, Excellence in Design, Seumas McNally Grand Prize) и Game Developers Choice Awards (в номинациях Best Downloadable Game и Innovation Award). Все награды были вручены в 2014 г. за 2013 г. Большая популярность игры «Papers, please» в России поспособствовала появлению её экранизации: в 2018 г. вышел короткометражный фильм «Ваши документы» режиссёра Н. Ордынского (Бобылев. 2018).