Осмёркин Александр Александрович
Осмёркин Алекса́ндр Алекса́ндрович (Александр Александрович Осмеркин) [26.11(8.12).1892, Елисаветград Херсонской губернии, ныне г. Кропивницкий, Украина – 25.6.1953, посёлок Плесково, Московская область; похоронен в Москве], российский живописец, сценограф.
Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге (1910) у Н. К. Рериха, в Киевском художественном училище (1911–1913) у Г. К. Дядченко и Н. К. Пимоненко, в студии И. И. Машкова в Москве (1913–1915), затем в Чугуевском военном училище (1916–1917). Участвовал в выставках с 1913 г., в 1914 г. показал свои работы на выставке объединения «Бубновый валет». Член объединений «Мир искусства» (1920–1922; экспонент в 1917–1918), «Московские живописцы» (1924–1926), «Бытие» (1926), «Крыло» (1926–1928; организатор), Общество московских художников (1927–1932; член-учредитель). Испытал значительное влияние «бубнововалетской» живописи, в частности традиций русского сезаннизма и кубизма. Главные темы творчества Осмёркина – натюрморты («Натюрморт с черепом», 1921, Русский музей, Санкт-Петербург; далее – ГРМ), пейзажи («Мойка. Белая ночь», 1927, Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург), портреты («Дама с лорнеткой», 1917, ГРМ; портрет Е. Т. Осмёркиной, жены художника, 1919, Третьяковская галерея, Москва; далее – ГТГ, и др.).
После 1917 г. руководил росписью агитпоездов, выполнял декоративные панно для оформления площадей и улиц. С середины 1920-х гг. работы Осмёркина стали более реалистичными, он использовал приёмы импрессионизма: «Мойка. Белая ночь» (1927, ГТГ), «Портрет А. А. Ахматовой. Белая ночь. Ленинград» (1939–1940, Государственный литературный музей, Москва), «Новая Голландия» (1945, ГРМ). В его творчестве появились сюжетно-тематические картины («Подмосковный трактир», 1925, частное собрание; «Красная гвардия в Зимнем дворце», 1927, ГРМ; «Коммунистическое пополнение девятнадцатого года», 1928–1929, ГТГ). Реалистические приёмы сочетаются в них с «бубнововалетской» фактурностью живописи, материальной плотностью мазка и колористической насыщенностью.
Оформил ряд спектаклей, в том числе «Пушкинский спектакль» (1936–1937, Большой драматический театр), «Горячее сердце» А. Н. Островского (1943, Русский Большой драматический театр, Казань; оба – режиссёр А. Д. Дикий).
Преподавал в Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ) – Вхутемасе – Вхутеине в Москве (1918–1930), Институте живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде (1932–1947; профессор с 1933), Московском художественном институте (1937–1948). В 1948 г. отстранён от преподавательской деятельности и участия в выставках в связи с обвинениями «в формализме и космополитизме».
В 1985 г. в Кировограде (с 2016 – г. Кропивницкий) создан художественно-мемориальный музей художника.