Комо Перри
Ко́мо Пе́рри (Perry Como; настоящее имя Пьерино Роналд Комо, Pierino Ronald Como) (18.5.1912, Канонсберг, штат Пенсильвания – 12.5.2001, Джупитер-Инлет-Колони, штат Флорида), американский эстрадный певец (баритон).
Из семьи итальянских иммигрантов. В юные годы работал парикмахером, всерьёз планировал заниматься парикмахерским бизнесом. Как любитель играл на нескольких музыкальных инструментах, профессионального музыкального образования не получил. В 1936–1942 гг. пел в оркестре Теда Уимса (Чикаго); в 1940–1941 гг. с успехом выступал с ним по радио в тематической программе «Beat the Band». В 1943 г. подписал контракт с компанией грамзаписи RCA Victor (один из звукозаписывающих лейблов Radio Corporation of America, ныне в составе Sony Group Corporation), стал регулярно записываться на пластинки. Первый коммерческий успех связан с песней «Till the end of time» (1945, композитор Т. Моссман; на тематическом материале Полонеза op. 53 ля-бемоль мажор Ф. Шопена).
Расцвет карьеры Комо пришёлся на конец 1940-х – 1950-е гг., когда песни в его исполнении получили всеамериканскую и европейскую известность. Среди хитов: «Prisoner of love», «Surrender», «Chi-Baba, Chi-Baba», «Because» (французская песня «Parce Que» Э. Роде, в 1912 г. её – на языке оригинала – впервые записал Э. Карузо), «"A" – you’re adorable», «Hoop-Dee-Doo», «Some enchanted evening», «Don’t let the stars get in your eyes», «Wanted», «Hot diggity», «Wild horses» (на материале фортепианной пьесы «Смелый наездник» из «Альбома для юношества» Р. Шумана). Особенно популярными песнями, своеобразными эмблемами Перри Комо, стали песни «Magic moments» и «Catch a falling star», записанные на пластинку в 1957 г.; они часто звучат в США и поныне (в основном как фоновая музыка для отдыха). Многие песни для записи аранжировались с использованием эстрадно-симфонического оркестра и бэк-вокала, который обеспечивали вокальные группы Fontane Sisters, Ray Charles Singers, вокальный ансамбль оркестра Х. Уинтерхолтера и др.
С 1948 г. выступал на телевидении, в 1948–1967 гг. вёл собственное шоу на центральных американских телеканалах, которое было чрезвычайно востребовано публикой. Снялся в эпизодах 4 музыкальных фильмов, в их числе «Кое-что для парней» («Something for the boys», 1944, на основе одноимённого мюзикла Кола Портера; режиссёр Л. Сейлер) и «Текст и музыка» («Words and music», о творческом содружестве Р. Роджерса и Л. Харта, 1948; режиссёр Н. Таурог).
Перри Комо относят к крунерам: своим негромким и лишённым всякой экзальтации пением, едва украшенным небольшим вибрато, он культивировал задушевный «домашний» стиль исполнения, весьма близкий стилю Бинга Кросби. В 1960-е гг. творческая активность Комо резко снизилась, но в 1970 г. он неожиданно снова появился на американском телевидении и периодически выступал до середины 1990-х гг. (в частности, в специальных рождественских передачах), однако, поскольку «расслабленный» крунинг вышел из моды, многие зрители воспринимали его публичные выступления как пародию на старую Америку.
Премия «Грэмми» за 1958 г. (вручена в 1959) в номинации «Лучшее мужское вокальное исполнение» (за песню «Catch a falling star»), в почётной категории «За достижения всей жизни» (2002). Пять премий «Эмми» (1955–1959). Введён в Зал славы Американской телевизионной академии (1989). На голливудской «Аллее славы» удостоен трёх звёзд – за работу на радио, на телевидении (обе 1960) и за музыкальные достижения (1969).