Ностальгия и гик-культура в сериале «Очень странные дела»
Ностальгия и гик-культура в сериале «Очень странные дела». Американская исследовательница культуры К. Маккарти (McCarthy. 2019) отмечает, что выход сериала «Очень странные дела» совпал с массовым обращением аудитории к ностальгическим медиапродуктам. Эту тенденцию задала волна интереса к компьютерным играм и кинематографу 1980-х гг.: перезапуск медиафраншиз «Звёздный путь» в 2009 г. и «Звёздные войны» в 2015 г., массовый выход легаси-сиквелов, например «Трон: наследие» («Tron: Legacy», 2010, режиссёр Дж. Косински), и других произведений. В их центре оказывалась технологическая и научно-фантастическая эстетика, пронизывавшая массовую культуру 1980-х гг. В 21 в. эта эстетика нашла отражение также в широкой линейке товаров – от видеоигр до эксклюзивных гаджетов и предметов гардероба, − потребление которых составляет основу гик-культуры. Воплощая память людей о детстве или «золотом веке» массовой культуры в материальных предметах, производители создают «рынок ностальгии». Принадлежность к этому рынку позволяет создателям контента находить свою аудиторию и зарабатывать на ней, а представителям гик-культуры – утверждать свою идентичность.
Яркой иллюстрацией описанной культурной тенденции выступает популярный научно-фантастический сериал «Очень странные дела», главные герои которого – группа американских подростков, сталкивающихся с мистическими явлениями в американской глубинке, – сами принадлежат к гик-культуре. Интерес к физике, радиотехнологиям и массовой культуре позволяет им разгадать тайну своего пропавшего друга и противостоять потусторонним силам. Потребительские товары и объекты культуры, с которыми они регулярно взаимодействуют и о которых постоянно вспоминают (компьютеры, усовершенствованные рации, настольная игра «Подземелья и драконы», комиксы про Людей Икс, космическая опера «Звёздные войны», фэнтезийная сага «Властелин колец» и др.), вызывают у зрителя ностальгию, а знания об этих культурных артефактах позволяют героям продвигаться по сюжету.