Образ Бабы-яги в культуре и искусстве
Образ Бабы-яги в культуре и искусстве. Фольклорный образ Бабы-яги с 19 в. адаптировался русской культурой (литературой, живописью, музыкой), закрепившей в массовом сознании заимствованные из сказок стереотипные черты этого персонажа как злой колдуньи, вредящей положительным героям и похищающей детей (поэма В. А. Жуковского «Сказка об Иване Царевиче и Сером волке», 1845; сказка Н. А. Некрасова «Баба Яга Костяная нога», 1840). Благодаря Прологу к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» (1820) Баба-яга наряду с другими фигурами фольклора (былинными богатырями, Кощеем Бессмертным, русалкой) превращается в один из символов народной культуры. Живопись 19 в. – начала 20 в. создает устойчивый облик Бабы-яги – худой старухи с крючковатым носом и косматыми волосами, передвигающейся в ступе (акварельная иллюстрация И. Я. Билибина «Баба Яга» к сказке «Василиса Прекрасная», 1900, издана в 1902; картина В. М. Васнецова «Баба-Яга», 1917, Дом-музей В. М. Васнецова, Москва). Место её обитания – избушка на курьих ножках – становится самостоятельным объектом художественных и музыкальных произведений (беседка «Избушка на курьих ножках» в усадьбе Абрамцево под Москвой, 1883, по проекту В. М. Васнецова; изображение избушки на обложке книг серии «Сказки», И. Я. Билибин, изданы в 1899–1902; пьеса «Избушка на курьих ножках», из цикла «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского, 1874; сказка А. Н. Толстого «Петушки», 1910). Таинственно-зловещий образ персонажа передан в оркестровой «картинке» А. К. Лядова «Баба Яга» (1904).
В литературных сказках, фильмах-сказках и мультфильмах 20 в. Баба-яга становится художественным образом, сохраняющим связь с фольклорным прототипом и жанром волшебной сказки, но достаточно свободно меняющимся в зависимости от творческих задач автора. По сравнению с аутентичной сказкой расширяется круг сюжетов, в которых действует Баба-яга (например, мешает медвежонку Мише попасть на Московскую Олимпиаду в мультфильме «Баба-яга против», 1979); состав персонажей, с которыми она взаимодействует (руководит разбойниками в фильме «Морозко», 1964). Она наделяется несвойственными ей характеристиками: может быть злой, но беспомощной (мультфильм «Ивашка из дворца пионеров», 1981), доброй помощницей (фильмы-сказки «Весёлое волшебство», 1969; «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», 1977) и даже роботом (фильм «Остров ржавого генерала», 1988). В советской фильмографии классический облик Бабы-яги и её характер злой, коварной и вздорной старухи был создан актёром Г. Ф. Милляром в фильмах «Василиса Прекрасная» (1939); «Морозко» (1964); «Огонь, вода и… медные трубы» (1967) и др.
На рубеже 20–21 в. образ Бабы-яги окончательно отрывается от аутентичной сказки, а сама она превращается в персонаж массовой культуры в её различных сегментах (торговый бренд, реклама, фэнтези), один из символов условного русского фольклорного мира со стёртыми жанровыми границами, элементы которого свободно соединяются друг с другом и наполняются любой семантикой в зависимости от авторского замысла. В фильме-фэнтези «Последний богатырь» (2017) Баба-яга взаимодействует с героями реального мира и персонажами других жанров – с существами низшей мифологии и былинными богатырями. В начале 21 в. образ Бабы-яги используется рекламой (бренд сети магазинов «Галамарт» и торговая марка Baba yaga; рекламный продукт «Билайн» со слоганом «Смотри, что в голову придет», 2021).
Музей Бабы-яги создан в селе Кукобой Первомайского района Ярославской области, объявившим себя родиной этого персонажа (2004). Её скульптурные изображения установлены в 2017 г. в Екатеринбурге, в 2018 г. в Челябинске, Тюмени и Лондоне, в 2021 г. в Москве и ряде других городов.