Мунда
Му́нда, 1) группа народов на востоке Центральной Индии.
Народы мунда подгруппы кхервари [собственно мунда (1,1 млн человек – 2001, перепись) и близкие к ним хо (1 млн человек), бхумидж (47,4 тыс. человек), кода (43 тыс. человек), корва (34,6 тыс. человек), асуры (23 тыс. человек) и бирхоры (20 тыс. человек); санталы (5,9 млн человек) и близкие к ним махли (500 тыс. человек) и тури (370 тыс. человек); биджори (200 тыс. человек) и агария (190 тыс. человек)], кхария (239,6 тыс. человек) и близкие к ним джуанг (23,7 тыс. человек) живут в основном в районе плато Чхота-Нагпур (штат Джаркханд, север Чхаттисгарха и Одиши); корку (541,9 тыс. человек) – в основном в штате Мадхья-Прадеш; т. н. корапутские мунда [гадаба (26,1 тыс. человек; язык гутоб) и близкие к ним бондо (10 тыс. человек; язык ремо) и гата (8 тыс. человек); савара (252,5 тыс. человек; язык сора) и близкие к ним джурай (800 тыс. человек) и паренга (12,6 тыс. человек; язык горум)] – на юге Одиши и севере Андхра-Прадеша. Проживают также в Северо-Восточной Индии (Бихар, Западная Бенгалия, Ассам) и на северо-западе Бангладеш (области Рангпур и Раджшахи). Говорят на языках мунда. Распространены также хинди, бенгальский, ория, ассамский, чхаттисгархи и другие языки. В основном индуисты, есть христиане (в том числе у кхария – около 25 %) и приверженцы традиционных религий (в том числе у хо – около 70 %). Относятся к народам адиваси.
Предки мунда, вероятно, мигрировали из Северного Индокитая, населяли бо́льшую часть Северного Индостана, где они впоследствии смешались с частью дравидов. С ними отождествляются носители культуры медных кладов. Во 2-й половине 19 в. среди мунда сформировались антиколониальные движения – восстания Кол (1831–1832), Сардари Лараи, «пророка» Бирсы Мунда 1895–1900 гг. и др.
Основные занятия – пашенное (санталы, собственно мунда, хо), у остальных – подсечно-огневое земледелие, бродячие охота и собирательство (особенно у бирхоров). Основная культура – рис. Джуанг до 19 в. не знали гончарного круга, употребляли каменные орудия. Социальная организация и системы терминов родства отличаются архаизмом. Делятся на патрилинейные тотемические роды (кхили, кили у собственно мунда, кхария, хо, бхумидж, асуров; кури у корва, кул у корку, куда у гата, бок у джуанг; под влиянием индоариев роды обозначаются также как готр, готара, джадхо), связанные иерархическими отношениями и брачным обменом. Роды делятся на локализованные линиджи глубиной 5–6 поколений, каждый из которых занимает участок (тола, басти) в поселении и на кладбище. Распространены мужские и женские дома. У гата, бондо и паренга роды объединяются во фратрии (бонсо). У савара роды и фратрии отсутствуют; они делятся на большие патриархальные семьи (биринда). Брак патрилокальный, распространён брачный выкуп (у бедных семей его может заменять обмен сёстрами), левират, у джуанг – умыкание. Системы терминов родства бифуркативно-линейного типа в поколении родителей (часто с делением сиблингов родителей по относительному возрасту) и бифуркативного или генерационного типа в поколении эго. Сиблинги делятся по относительному возрасту (у бондо и паренга также по относительному полу). Широко распространено слияние альтернативных поколений, в том числе категорий старших сиблингов родителей и детей младших сиблингов, младших сиблингов родителей и детей старших сиблингов, дедов и бабок и старших сиблингов. У некоторых групп (например, савара) наблюдается полное слияние подсистем родства и свойства, что указывает на симметричный прескриптивный альянс. В отличие от мон-кхмерских народов, у мунда отсутствуют асимметричный брачный обмен, основанный на браке с дочерью брата матери, или генерационный скос «кроу-омаха». Традиционные верования – культы духов (бонга), обитающих в священных рощах (сарна): дух гор Маран Буру, воды – Икир Бонга, покровитель охоты Чандо Бонга и др.; верховного солнечного божества демиурга (Синг Бонг, Чандо Бонги, Дхарма); вера в злых духов (бхут); культ предков (орабонгако), которым посвящены домашние святилища (адинг); практиковались человеческие жертвоприношения (ондока). Сохраняются другие мифологические мотивы, в том числе северовосточноазиатский и североамериканский мотив ныряльщика за землёй. Характерны мегалитические надгробия. В отличие от мон-кхмеров, музыка мунда исключительно монофоническая. Музыкальными инструментами (духовыми – руту, мурли, бхеннр, шехнай, сакхоа; струнными – кендра, банам, туила; ударными – думанг, джихандж, дханти, гхугхура и др.) пользуются только мужчины.
2) Народ группы мунда на северо-востоке Индии. Составляют большинство населения округа Ранчи (главным образом на востоке) в штате Джаркханд, проживают также в Одише, Ассаме и Западной Бенгалии и на северо-западе Бангладеш (область Рангпур и север области Раджшахи). Численность в Индии 1,1 млн человек (2001, перепись), в Бангладеш – 140 тыс. человек. Язык – мундари. Распространены также хинди, ассамский, бенгальский, ория и другие языки. В основном индуисты, до 30 % сохраняют традиционные верования, около 15 % – христиане.
Основное занятие – пашенное земледелие (в основном рис); употребляют в пищу плоды и цветы махуа (семейство сапотовых). Основной напиток – рисовое пиво (хандиа, илли). Традиционное поселение управляется старостой (мунда) и советом (панчаят), имеет кладбище (сасан), священную рощу (сариа), площадку для собраний и танцев; в каждом селении имеется жрец (пахан). Деревни, основанные родственными линиджами, объединяются в союзы (парха), управляемые вождём (манки), его помощниками (деван и понре) и посыльным (катвар). Жилище прямоугольное из бамбука и глины, часто под одной крышей с хлевом. Традиционная одежда у мужчин – набедренная повязка, у женщин – кусок ткани, обёрнутый вокруг бёдер, с концом, закинутым через плечо (лаханга). Умерших сжигают, остатки кремации хоронят под каменными плитами (сасанг-дири).