Мид Сид
Мид Сид, Сидни Джей Мид (Sydney Jay Mead) (18.7.1933, Сент-Пол, штат Миннесота – 30.12.2019, Пасадена, штат Калифорния), американский промышленный дизайнер, художник кино, иллюстратор.
Родился в семье баптистского священника. С ранних лет отец читал и показывал Миду комиксы о Баке Роджерсе и Флэше Гордоне, что пробудило в будущем дизайнере интерес к научной фантастике.
Мид рано начал работать: в 1951 г., сразу после окончания средней школы, устроился в кинокомпанию Alexander Film Company, продюсировавшую рекламные ролики для кинотеатров, рисовал персонажей и фоны для анимационных видео. В 1952–1955 гг. служил в инженерных войсках США в Японии. В 1955–1959 гг. изучал промышленный дизайн в школе «Арт Центр» в Лос-Анджелесе (ныне колледж дизайна «Арт Центр» в Пасадене).
В 1959–1961 гг. проектировал дизайн автомобилей для компании Ford, затем иллюстрировал каталоги американских фирм Atlas Cement, U.S. Steel, Celanese и Allis Chalmers. В 1970 г. основал собственную компанию Syd Mead Inc. и начал сотрудничество с нидерландским производителем бытовой электроники Philips в качестве дизайнера и иллюстратора. В середине 1970-х гг. по приглашению промышленного дизайнера Р. Лоуи спроектировал модель «Москвич-2141» для автомобильного завода имени Ленинского комсомола в Москве. Этот дизайн (не реализован) был вдохновлён французскими машинами Simca, но отличался асимметричным решением кузова типа хэтчбек. Полученные прикладные знания в сфере машиностроения Мид впоследствии применил в кино.
На графику Мида в брошюрах Philips обратил внимание кинорежиссёр и продюсер Р. Уайз. Он предложил ему принять участие в создании фильма «Звёздный путь» («Star Trek: The Motion Picture», 1979), основанного на телевизионном сериале «Звёздный путь» («Star Trek», 1966–1969). Это была первая работа Мида в кино, а придуманный им для этой ленты космический корабль «Виджер» (V’ger) стал первым созданным им научно-фантастическим летательным аппаратом. Рельеф и рисунок его поверхности тщательно проработаны и указывают на сложность строения и многоэтапное эволюционное развитие обладающего разумом корабля. Такое решение ознаменовало отход от условностей, характерных для более ранних «футуристических» образов, и положило начало натуралистической линии в изображении фантастических миров (Ходжеттс. 2020. С. 20).
Важное место в искусстве Мида занимает работа художником-постановщиком в фильме «Бегущий по лезвию» («Blade Runner», 1982, режиссёр Р. Скотт), снятом по мотивам научно-фантастического романа Ф. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» (1968). Вначале Мид отвечал за дизайн транспортных средств, но впоследствии его «концептуальные» эскизы (концепт-арты) в технике гуаши легли в основу художественного решения фильма в целом. В рисунках Мида, выполненных в русле киберпанка и неонуара, высокотехнологичные машины и сложные механизмы представлены на фоне антиутопичного мегаполиса (Лос-Анджелес в 2019). Исследователь К. Ходжеттс так описывает созданный Мидом мир: «Вся атмосфера "Бегущего по лезвию" – это постоянно моросящий дождь (без сомнения, грязный), холодный свет, диссонирующий гул машин, голоса людей, <…> слои спутанных кабелей и остовы заброшенных зданий» (Ходжеттс. 2020. С. 118). В работе над кинокартиной проявился художественный язык Мида, сочетающий «футуристичность» образов и детально проработанный рисунок. Колорит и передача освещения в его концепт-артах вдохновлены живописью Дж. де Кирико: яркие локальные цвета на фоне тёмных интерьеров и контрастные тени. После выхода фильма художник стал называть себя «визуальным футуристом» (англ. visual futurist). Он считал, что научная фантастика – это реальность, опережающая график, а такие его идеи, как беспилотные автомобили, однажды будут воплощены в жизнь (Syd Mead, still designing the future after 50 years).
Работы художника привлекли внимание голливудских киностудий. Вместе с художником Ж. Жиро он создал визуальную концепцию для фильма «Трон» («Tron», 1982, режиссёр С. Лисбергер). Это была одна из первых кинокартин, в которой использовалось компьютерное 3D-моделирование.
С 1983 г. в качестве промышленного дизайнера С. Мид сотрудничал с японскими компаниями Sony, Minolta, Dentsu, Tiger Corporation, Seibu, Mitsukoshi, Bandai, NHK и Honda.
Главной темой его киноработ оставался дизайн транспортных средств. Так, Мид до деталей продумал и правдоподобно передал конструкцию, системы жизнеобеспечения и т. д. военного космического корабля «Сулако» для фильма «Чужие» («Aliens», 1986, режиссёр Дж. Кэмерон), сиквела картины «Чужой» («Alien», 1979, режиссёр Р. Скотт). Создал концепт-арты звездолёта для японского аниме-сериала «Ямато 2520» («Yamato 2520», 1994–1996). Он также разработал внешний вид надевающегося на голову аппарата виртуальной реальности для фильма в эстетике киберпанка «Странные дни» («Strange Days», 1995, режиссёр К. Бигелоу) и лазерного бурового аппарата для фильма «Земное ядро» («The Core», 2003, режиссёр Дж. Эймиел).
В 2004 г. вместе со специалистами Школы визуальных эффектов Gnomon в Голливуде Мид выпустил многосерийный фильм «Техники Сида Мида» («The Techniques of Syd Mead», режиссёр А. Алварес), поэтапно раскрывающий процесс создания его концепт-артов.
В 2010 г. разработал концепцию интерьера для ресторана Bar Basque в Нью-Йорке (затем её довело до реализации архитектурное бюро Philip Koether Architects; не сохранился).
Последняя крупная работа Мида в кино – картина в жанре постапокалипсиса «Бегущий по лезвию 2049» («Blade Runner 2049», 2017, режиссёр Д. Вильнёв; совместно с художником-постановщиком Д. Гасснером), где показан в том числе Лас-Вегас. По сюжету, после ядерного взрыва город заброшен и занесён песком. Мид создал эскизы архитектурных сооружений, сочетающих отсылки к историческим стилям с современными конструкциями.
В 2018 г. опубликовал первую часть автобиографии «Будущее, сохранённое в памяти» о своей жизни и творчестве до 1990 г. Вторая книга не была издана в связи со смертью Мида.
Художнику посвящены документальные фильмы «Визуальный футурист: искусство и жизнь Сида Мида» («Visual Futurist: The Art & Life of Syd Mead», 2006) и «2019: Воображаемое будущее» («2019: A Future Imagined», 2008; короткометражный; оба – режиссёр Х. Монталван).
Премии London Critics Circle Film Award (1983), Spectrum Award (2007), Общества специалистов по визуальным эффектам (2016, 2017), У. К. Мензиса (2020, все три – США).