Международный аэропорт Домодедово имени М. В. Ломоносова
Междунаро́дный аэропо́рт Домоде́дово и́мени М. В. Ломоно́сова, аэропорт федерального значения, один из четырёх основных аэропортов Москвы и Московской области (наряду с международными аэропортами Шереметьево, Внуково и Жуковский), третий по величине пассажирооборота и один из важнейших транзитных аэропортов России. Основан в 1962 г. Постоянно расширяется и модернизируется. Объём перевозок пассажиров 19,9 млн (2023), грузов – 81,7 тыс. т (2021); число совершённых взлётно-посадочных операций свыше 175 тыс.
Расположен в 44 км к юго-востоку от центра Москвы, на границе городских округов Домодедово и Раменского Московской области. Связан с Москвой железной дорогой (расстояние от аэропорта до Павелецкого вокзала 42 км) и автомобильной дорогой федерального значения А-105 (расстояние от аэропорта до Московской кольцевой автомобильной дороги 22 км). Компания «Аэроэкспресс» (2005) обеспечивает движение одноимённых электропоездов до Павелецкого вокзала (открыто в 2002, перешло под контроль компании «Аэроэкспресс» в 2008, в 2021 в аэропорту сдан в эксплуатацию терминал «Аэроэкспресс», соединённый пешеходным переходом со зданием аэровокзального комплекса) и автобусов до станции Домодедовская Московского метрополитена. До Москвы можно также добраться на городском автобусе и маршрутном такси, следующем до станции метро Домодедовская.
В 1954 г. Совет Министров СССР принял решение о сооружении второго (после действующего Внуково) московского аэропорта в Подольском районе Московской области. В 1962 г. вышел приказ Главного управления гражданского воздушного флота о его создании, сооружена первая взлётно-посадочная полоса (ВПП-1, официально открыта в 1964, первая реконструкция в 1976), начали выполняться первые пассажирские рейсы. Первый рейс совершён по маршруту Москва – Свердловск (с 1991 Екатеринбург) – Москва, другие рейсы связали столицу с аэропортами Новосибирска, Хабаровска, Владивостока, Петропавловска-Камчатского, Караганды, Ташкента, Алма-Аты, Фрунзе (с 1991 Бишкек), Оша и Душанбе. Географическое положение аэропорта Домодедово к юго-востоку от Москвы обусловило его специализацию на полётах в Сибирь, на Дальний Восток и в Среднюю Азию.
В 1965 г. открыто здание аэровокзала (реконструировано в 2000), в 1967 г. введены в строй центральная диспетчерская и система централизованной заправки самолётов, в 1968 г. – вторая ВПП (ВПП-2, первая реконструкция в 1981).
В 1970 г. в аэропорту Домодедово – первом среди аэропортов Московского авиационного узла – при обслуживании пассажиров начали использовать телескопические трапы (телетрапы), первоначально нидерландской компании Aviobridge, затем германской компании ThyssenKrupp.
В 1980 г. из аэропорта совершён первый беспосадочный рейс по маршруту Москва – Магадан. В 1992 г. аэропорту присвоен статус международного. В 1995 г. построен первый грузовой терминал и создан Центр деловой авиации, в 1997 г. – международный грузовой терминал, в 1998 г. – фабрика бортового питания и топливозаправочный комплекс.
В 1997 г., в ходе приватизации, аэропорт Домодедово перешёл под управление компании «Ист-Лайн» (1991). В 1999 г. началась реализация комплексной программы развития аэропорта, рассчитанная до 2003 г. В 2004 г. вошёл в список 100 ведущих аэропортов мира, в 2005 г. стал лидером по объёму пассажирских перевозок в Московском авиационном узле и в России (сохранял позиции до 2013 включительно).
В 2004–2008 гг. велись работы по расширению пассажирского терминала. Тогда же введена в строй автоматическая система сортировки багажа. В 2006–2008 гг. проведена реконструкция ВПП-1 (расширена с 60 до 75 м) и расположенной рядом с ней магистральной рулёжной дорожки, которая в этот период выполняла функции ВПП (длина 2600 м, ширина 45 м); кроме замены покрытия, обновлено светосигнальное и радиотехническое оборудование. В 2008 г. ВПП-1 получила категорию IIIА Международной организации гражданской авиации (International Civil Aviation Organization; ИКАО), которая позволяет обеспечивать посадку самолётов при минимальных значениях высоты нижней границы облаков.
В 2009 г. в аэропорту впервые в России совершил посадку самый большой в мире пассажирский самолёт Airbus A380, в 2016 г. началось обслуживание регулярных рейсов Airbus A350.
В 2010 г. впервые в России введена в эксплуатацию аэродромная многопозиционная система наблюдения, позволяющая обеспечить надёжный контроль наземного движения воздушных судов и специального автотранспорта при любых погодных условиях в любой точке аэродрома. В 2011 г. Международная ассоциация воздушного транспорта (International Air Transport Association; ИАТА) подтвердила соответствие наземного обслуживания в аэропорту всемирно признанным стандартам безопасности.
В 2014 г. зафиксирован максимальный пассажирооборот аэропорта – 31,8 млн пассажиров. Тогда же началось строительство второго сегмента пассажирского терминала, в 2015 г. второй сегмент открыт для обслуживания пассажиров международных рейсов (т. н. Восточный атриум).
В 2016 г. Авиационный учебный центр аэропорта стал официальным партнёром ИКАО, что позволило проводить обучение по курсам организации на базе аэропорта.
В 2019 г. аэропорту присвоено имя М. В. Ломоносова, тогда же открыты новый сегмент пассажирского терминала для обслуживания пассажиров внутренних рейсов (т. н. Западный атриум; Восточный и Западный атриумы относятся к старой части аэровокзального комплекса – Т1), 6-полосная 2-уровневая автомобильная эстакада с зоной посадки и высадки пассажиров, а также заезд с эстакады на многоуровневую стоянку.
В 2001 г. Домодедово признан лучшим аэропортом стран СНГ. В 2003 г. британский журнал Airlines Business определил динамику роста объёмов пассажирских перевозок аэропорта как самую высокую среди 150 крупнейших аэропортов мира. В 2006 г. Администрация транспортной безопасности США (Transportation Security Administration) признала аэропорт соответствующим уровню обеспечения транспортной безопасности требованиям США и ИКАО (в 2008 вторично подтвердила этот статус), в том же году аэропорт вышел на 1-е место в рейтинге наиболее динамично развивающихся аэропортов Европы с пассажиропотоком 10–25 млн пассажиров в год. В 2007 г. независимая компания Skytrax (Великобритания) назвала аэропорт одним из трёх лучших аэропортов Центральной и Восточной Европы (подтвердила статус в 2008 и 2009), в 2010–2013 гг. – лучшим аэропортом Восточной Европы, в 2015 г. – лучшим аэропортом России и СНГ.
В 2011 г. аэропорт включён в группу крупнейших аэропортов Европы по классификации Международного совета аэропортов (Airports Council International) с пассажиропотоком свыше 25 млн пассажиров, в 2016 г. получил сертификат, подтверждающий соответствие процедур наземного обслуживания стандартам безопасности ИАТА.
В 2017 г. Домодедово признан лучшим аэропортом России, по версии премии «Воздушные ворота России»; в 1-м полугодии 2017 г., по версии европейского отделения Международного совета аэропортов, первым среди российских аэропортов вошёл в топ-5 самых быстрорастущих по объёму пассажиропотока аэропортов Европы, в 2018 г. – в тройку лидеров воздушных гаваней Европы по темпам прироста маршрутной сети.
Домодедово – член Международного совета аэропортов, базовый российский аэропорт для авиакомпаний – членов крупнейших мировых авиационных альянсов Star Alliance (1997; старейший из существующих, крупнейший и наиболее представительный авиационный альянс мира; штаб-квартира – в г. Франкфурт-на-Майне) и Oneworld (1999; третий крупнейший авиационный альянс мира; г. Нью-Йорк).
Режим работы аэропорта круглосуточный. В эксплуатации находятся две ВПП с синтетическим и армобетонным покрытием: ВПП-1 (расположена к западу от аэровокзального комплекса; основная рабочая полоса; длина 3500 м, ширина 75 м) и ВПП-2 (к востоку; первоначально имела длину 3794 м, ширину 53 м; с 2014 на реконструкции, из-за сооружения новой ВПП её длина сокращена до 2370 м, используется только на вылет). Расстояние между осями ВПП-1 и ВПП-2 составляет 2 км, что позволяет на каждой из них одновременно производить взлётно-посадочные операции. Пропускная способность обеих ВПП 70–90 взлётно-посадочных операций в час при обычных метеоусловиях и 7–12 – при сложных метеоусловиях. С 2014 г. (со значительными перерывами) в 287,5 м к востоку от ВПП-2 строится новая ВПП длиной 3800 м и шириной 60 м (после завершения её сооружения она станет ВПП-2, а нынешняя ВВП-2 будет переоборудована в магистральную рулёжную дорожку).
Пассажирооборот аэропорта в 2023 г. составил 19,9 млн пассажиров (на внутрироссийских линиях – 13,9 млн, на международных – 6 млн; по сравнению с предыдущим годом объём перевозок сократился на 6 %), в 2022 г. – 21,2 млн (сокращение на 15 %), в 2021 г. – 25,1 млн (рост на 53 %). В 2014 г. по объёму пассажирских перевозок уступил первенство аэропорту Шереметьево, а в 2023 г. – также и санкт-петербургскому Международному аэропорту Пулково. Это обусловлено тем, что аэропорт Домодедово практически прекратил обслуживать рейсы авиакомпании «Аэрофлот – российские авиалинии» (обеспечивает один рейс – в Усть-Каменогорск, Казахстан) и перешёл на обслуживание рейсов иностранных авиакомпаний и чартерных авиарейсов.
Центр деловой авиации аэропорта Домодедово – одно из первых в России специализированных подразделений по обслуживанию рейсов бизнес-авиации. Его перрон позволяет разместить до 15 бизнес-джетов, а также осуществлять взлёт и посадку вертолётов. Два отапливаемых ангара вмещают до 20 бизнес-джетов.
Грузооборот аэропорта составляет 81,7 тыс. т (2021; в России уступает только аэропорту Шереметьево), в 1-м полугодии 2023 г. – 37 тыс. т (на внутренних авиалиниях – свыше 22 тыс. т, на международных – около 15 тыс. т). Грузовой терминал аэропорта Домодедово (карго-терминал) – один из лучших в стране по качеству обработки грузов и почты. Его общая площадь 13,6 тыс. м², мощность 500 т в сутки.
В 2021 г. в аэропорту совершено свыше 175 тыс. взлётно-посадочных операций.
Регулярные пассажирские и грузовые перевозки в аэропорт выполняют свыше 40 авиакомпаний. Домодедово – один из базовых аэропортов для авиакомпаний «Сибирь» (S7 Airlines; основана в 1992, современные название и статус с 2006; штаб-квартира – в г. Обь, Новосибирская область), «Уральские авиалинии» (1993; г. Екатеринбург), «ИрАэро» (1999; аэропорт г. Иркутск), «НордСтар» (2008), «Ред Вингс» (возникла в 1999, современные название и статус с 2007; штаб-квартиры обеих – в г. Москва) и «Ямал» (1997; г. Салехард; все три – обслуживают преимущественно чартерные рейсы). Услугами аэропорта также пользуются авиакомпании «ЮТэйр» (возникла в 1991, современные название и статус с 2002; г. Сургут), «Ижавиа» (ведёт историю с 1944, современные название и статус с 1992; г. Ижевск), «Аэрофлот – российские авиалинии» (ведёт историю с 1923, современные название и статус с 2000; Москва), «Россия» (ведёт историю с 1934, учреждена как авиакомпания с современным названием с 2011; г. Санкт-Петербург; дочерняя структура группы «Аэрофлот»), «Северсталь» (ведёт историю с 1933, современные название и статус с 2002; аэропорт г. Череповец; под контролем компании «Северсталь») и авиакомпания бизнес-авиации «Северо-Запад».
В Домодедово имеют представительство большое число иностранных авиакомпаний; они, как правило, осуществляют рейсы в аэропорты своих стран: Belavia (1996; г. Минск), FlyOne Armenia (2021; г. Ереван; подразделение молдавской компании FlyOne), AZAL (1992; г. Баку), Uzbekistan Airways (1992; г. Ташкент), Avia Traffic Company (2003; г. Бишкек), Somon Air (2008; г. Душанбе), Turkmenistan Airlines (1992; г. Ашхабад), Turkish Airlines (1933; г. Стамбул), Jordan Aviation (основана в 1998, начало деятельности в 2000; г. Амман), ELAL (1948; г. Тель-Авив), EgyptAir (1932; г. Каир), Jazeera Airways (2004; г. Эль-Кувейт), Gulf Air (1950; г. Мухаррак), Emirates (1985; г. Дубай), Air Arabia (2003; г. Шарджа), Ethiopian Airlines (1945; г. Аддис-Абеба), Royal Air Maroc (1957; г. Касабланка) и др.
Аэропорт способен принимать самолёты различных классов – все турбореактивные широко- и узкофюзеляжные, транспортные, турбовинтовые пассажирские, бизнес-джеты, а также вертолёты всех типов.
Маршрутная сеть аэропорта охватывает около 100 направлений в Россию, страны СНГ, Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона, 9 из которых уникальны для Московского авиационного узла (совершить путешествие по ним можно только из Домодедово): в Эль-Кувейт (Кувейт), Бахрейн, Шарджу (ОАЭ), Аддис-Абебу (Эфиопия), Касабланку (Марокко) и др.
Аэропорт Домодедово связан авиарейсами в первую очередь с российскими городами: на Северо-Западе – это Санкт-Петербург, Череповец, Петрозаводск, Архангельск, Мурманск, Калининград и др.; на Северном Кавказе – Ставрополь, Минеральные Воды, Сочи, Владикавказ, Грозный, Махачкала и др.; в Поволжье – Нижний Новгород, Пенза, Казань, Нижнекамск, Самара, Саратов, Волгоград и др.; на Урале – Ижевск, Уфа, Екатеринбург и др.; в Западной Сибири – Салехард, Сабетта, Надым, Новый Уренгой, Ноябрьск, Омск, Новосибирск, Томск, Барнаул, Новокузнецк, Горно-Алтайск и др.; в Восточной Сибири и Забайкалье – Красноярск, Абакан, Норильск, Братск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита и др.; на Дальнем Востоке – Благовещенск, Якутск и др.
Среди аэропортов стран СНГ: Минск в Республике Беларусь; Тбилиси, Кутаиси и Батуми в Грузии; Ереван и Гюмри в Армении; Баку, Гянджа и Ленкорань в Азербайджане; Уральск, Павлодар и Усть-Каменогорск в Казахстане; Ташкент, Самарканд, Навои, Бухара, Ургенч, Карши, Термез, Фергана, Наманган и Андижан в Узбекистане; Бишкек и Ош в Киргизии; Худжанд, Душанбе и Куляб в Таджикистане; Ашхабад в Туркменистане.
В страны дальнего зарубежья авиарейсы осуществляются в Турцию (Стамбул, Бодрум, Даламан, Анталья, Аланья, Адана), Израиль (Тель-Авив), Иорданию (Амман), Египет (Каир, Шарм-эш-Шейх), ОАЭ (Абу-Даби, Дубай) и Китай (Урумчи, Куньмин и Санья на о. Хайнань).
В 2018–2024 гг. реконструкция аэропорта осуществлялась в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы». Заказчиком работ выступало Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). С 2022 г. мероприятия по развитию аэродромов проводит единый государственный заказчик – федеральное казённое учреждение «Ространсмодернизация».
В 2023 г. сдан в эксплуатацию новый (третий) сегмент пассажирского терминала (Т2) площадью 240 тыс. м², который увеличил общую площадь аэровокзального комплекса почти до 500 тыс. м², а его совокупную пропускную способность – до 9,1 тыс. пассажиров в час (или 65 млн пассажиров в год). В разработке концепции расширения пассажирского терминала принимало участие архитектурное бюро RMJM Architecture (Великобритания); генеральным проектировщиком сегмента Т2 выступила компания «Сигни Груп» (Москва). В Т2 установлена новая автоматическая система сортировки багажа, которая не имеет аналогов в России, расположены бизнес-зал «Горизонт» (площадь 668 м²), комната матери и ребёнка Family Service (вместимость до 400 детей), современный медицинский центр и другие пассажирские сервисы.
Аэровокзальный комплекс аэропорта Домодедово (включает старую и новую части – соответственно Т1 и Т2) спроектирован в рамках архитектурной концепции «под одной крышей» (under one roof; общая площадь фасада со стороны Москвы – свыше 11 тыс. м²). Пассажирский терминал имеет 6 входов и разделён на 5 секторов: A и F (расположены на 2-м этаже) обслуживают международные чартерные авиарейсы, C (правое крыло) и D (центральная часть) – внутренние рейсы, E (левое крыло; все три – на 1-м этаже) – международные рейсы. Общее число кабин паспортного контроля 80. Аэровокзальный комплекс оборудован 37 телетрапами, включая мосты с двумя телетрапами, предназначенными для обслуживания воздушных судов большой вместимости: Вoeing 747, Вoeing 767, Вoeing 777, Airbus А330, Airbus А340 и др.
Перед зданием аэровокзального комплекса размещаются 6 автопарковок общей вместимостью 6,5 тыс. автомобилей [5 открытых, 2-я (согласно нумерации автопарковок в аэропорту) – крытая многоуровневая, включая секции Comfort и VIP; открыта в 2018 к чемпионату мира по футболу; всего на 1478 машиномест; в 2019 соединена пешеходной эстакадой с пассажирским терминалом].