Мэньба (народ)
Мэньба́ (кит. 门巴, menba; тиб. མོན་པ་, mon pa; хинди मोनपा, monapa; также монба, монпа), тибето-бирманский народ в Индии, Китае и Бутане. Проживают в штате Аруначал-Прадеш на северо-востоке Индии (преимущественно округа Таванг и Западный Каменг); в историческом округе Мэньюй (с этим топонимом связывают их китайское название; возможный перевод – «люди из нижней страны»), который в основном соответствует современному городскому округу Шаньнань на юго-востоке Тибетского автономного района КНР, небольшая группа в районе г. Ньингчи; а также в Центральном Бутане (дзонгхаги Тронгса и Вангди-Пходранг). Численность в Индии 60,5 тыс. человек (2011, перепись); в Китае 11,1 тыс. человек (2020, перепись); в Бутане – около 2,5 тыс. человек.
Говорят на языках бодической группы тибето-бирманских языков. Своей письменности не имеют, используют тибетское письмо.
В религиозном отношении большинство мэньба следуют буддизму школы гелугпа; у индийских и бутанских мэньба определённое значение имела религия бон. У всех групп сохранились анимистические представления (почитание духов гор и деревьев, особое отношение к тиграм). Этническим мэньба был 6-й Далай-лама Цаньян Гьяцо (1683–1706), прославившийся своими песнями и стихами.
Первые упоминания о мэньба в тибетских текстах датированы 821/823 г.; к 15 в. район Мэньюй (тиб. Монъюл) вошёл в состав Тибетского государства, которое распространило там ламаизм. Центром религиозной и политической жизни стал монастырь Таванг, основанный в 1680–1681 гг. (ныне расположен в округе Таванг штата Аруначал-Прадеш в Индии).
Основу хозяйства составляет земледелие. Выращивают заливной и суходольный рис, кукурузу, ячмень, элевзину, бананы, цитрусовые и др.; занимаются животноводством (буйволы, яки, лошади, овцы, свиньи, птица); значительна роль охоты (особенно среди бутанских мэньба) и собирательства дикоросов; практиковалось застолье для всей деревни после удачной охоты. До недавнего времени широко применялось подсечно-огневое земледелие, пахали деревянной сохой, запряжённой парой быков. Из ремёсел было развито плетение (из бамбука и тростника), а также изготовление деревянной утвари. Живут в двух- и трёхэтажных каменных домах, часто на сваях; нижний этаж используется для хозяйственных нужд. Основу питания составляет каша (из риса, гречихи, кукурузы) и цзамба (тибетское блюдо, затируха из ячменной муки). К блюдам добавляют кунжутное масло и острый перец; пьют чай, заправленный животным маслом. Традиционный костюм – войлочный халат красного цвета, длинные рубахи из хлопкового и конопляного волокна; войлочные юбки и своеобразные накидки из цельной шкуры телёнка у женщин; длинные или укороченные (до колен) штаны и войлочные шляпы с полями у мужчин; много украшений из кораллов, агата; большие серьги могут носить и мужчины. Погребальный обряд очень разнообразен. Простых людей хоронили в скорченном положении в земле либо в воде; для знати и монахов использовалась также кремация и воздушное погребение; несовершеннолетних детей иногда хоронили на крыше дома.
До середины 20 в. сохранялись сельские общины, которые выступали коллективными собственниками земли и угодий. Однако если член общины поднимал целину, то такой участок становился его собственностью. Преобладает малая семья и филиация по отцовской линии, при этом распространён матрилокальный брак, в том числе примачество. Изредка практиковалась полигамия (как полигиния, так и полиандрия, причём брачными партнёрами, как правило, становились сестра жены или, соответственно, брат мужа), хотя моногамный брак считался предпочтительным. Запрещены кровнородственные браки; но дети двоюродных братьев и сестёр уже не причислялись к единой семье и могли вступать в брак друг с другом. Зафиксированы элементы авункулата. Практиковался брачный выкуп (в случае развода, инициированного женой, брачный выкуп возвращался семье мужа).
Главный праздник – Новый год по тибетскому календарю, праздновался в течение двух недель 1-го лунного месяца. В первый день наступившего года следовало проснуться рано, чтобы принести свежей воды из источника – её называли «львиное молоко»; это способствовало процветанию семьи. Затем наступало время для подарков, визитов, танцев. Принято было ставить местными силами небольшой спектакль на фольклорные темы. Ещё один важный календарный фестиваль – праздник урожая, во время которого крестьяне под руководством лам обходили свои поля, неся сутры на плечах.