Мексика. Кинематограф
Кинемато́граф Ме́ксики. Зарождение кинематографа в Мексике связано с именем первого кинопрокатчика С. Тоскано Баррагана, открывшего в 1897 г. кинозал в Мехико. Он был автором короткометражных лент и документальных репортажей о Мексиканской революции 1910–1917 гг. (в 1950 из этих материалов был смонтирован фильм «Воспоминания одного мексиканца»). В 1898 г. Тоскано Баррагана снял первый игровой фильм, записав на плёнку спектакль «Дон Хуан Тенорио» Х. Соррильи. В 1900-х гг. в основном выпускались документальные картины. Первым мексиканским полнометражным игровым фильмом считается «Клич Долорес» Ф. де Хесуса Аро (1907); в 1916 г. его фильм «Роковая гордость» положил начало жанру мелодрамы в мексиканском кино.
В 1917–1920 гг. на экран выходило около 10 фильмов в год, среди них: «Свет» (по Г. Д’Аннунцио, 1917) и «Куаутемок» (1918) М. де ла Бандеры, «Святая» Л. Передо (1918, по одноимённому роману Ф. Гамбоа), приключенческий фильм «Серый автомобиль» Э. Росаса (1919).
В 1920-х гг. национальное производство значительно сократилось, т. к. на кинорынке Мексики главенствовали компании США. В этот период выделялось творчество М. Контрераса Торреса (фильмы о мексиканской революции «Командир», 1921, «О расе ацтеков», 1921).
В 1930 г. вышел первый звуковой фильм «Сильнее долга» Р. Севильи.
В 1930-х гг. кинопроизводство Мексики переживало подъём. Работа над фильмом «Да здравствует Мексика!», который в 1931–1932 гг. снимали здесь С. М. Эйзенштейн и Э. К. Тиссэ, оказала заметное влияние на творчество мексиканских кинематографистов: в эпическом ключе выдержаны картины о революции «Кум Мендоса» (1933) и «Пойдём за Панчо Вильей» (1935) Ф. де Фуэнтеса, особой поэтикой отличаются фильмы «Ханицио» К. Наварро (1935), «Сети» Ф. Циннемана и Э. Гомеса Мурьеля (1936). Основными жанрами в 1930-х гг. стали мелодрама (фильмы А. Бойтлера, Х. Ороля и др.) и музыкальная комедия «ранчера» («Там, на большом ранчо» де Фуэнтеса, 1936, и др.). В 1934–1942 гг. проводились реформы в сфере кинопроизводства и проката: в Мехико открылись студии CLASA Films (1934) и Azteca (1939), создан Кинобанк (1942, существовал до конца 1970-х гг.).
В 1945 г. основан профсоюз мексиканских кинематографистов. В 1946 г. создана Мексиканская академия кинематографических наук и искусства, учредившая приз «Ариэль» за лучшие работы в кино.
В 1-й половине 1940-х гг. («золотая эпоха» мексиканского кино) признание (в том числе международное) получило совместное творчество режиссёра Э. Фернандеса и оператора Г. Фигероа. Для их поэтичных, живописных фильмов («Мария Канделария», 1944; «Жемчужина», 1946; «Рио Эскондидо», 1948) характерны обращение к истокам мексиканской культуры, эстетизация мира индейцев. Среди популярных актёров этого времени – М. Феликс, П. Армендарис, Д. дель Рио, Х. Негрете, комик Кантинфлас (Марио Морено).
В 1940–1950-х гг. снимались фильмы различных жанров: психологические драмы Ф. де Фуэнтеса («Донья Барбара», по одноимённому роману Р. Гальегоса, 1943; «Женщина без души», 1944) и Х. Брачо («Другой рассвет», 1943), социологические кинозарисовки А. Галиндо («Чемпион без лаврового венка», 1945, по другим данным, 1946; «Мокрые спины», 1955), народные комедии И. Родригеса («Мы, бедняки», 1947). Международную известность получили фильмы «Корни» Б. Аласраки (1954) и «Тореадор» К. Вело (1956).
К началу 1960-х гг. Мексика утратила ведущую роль на кинорынке Латинской Америки, произошёл спад кинопроизводства. На фоне всеобщего упадка главными художественными достижениями этих лет стали работы испанского режиссёра Л. Бунюэля (приехавшего в Мексику в 1946): «Забытые» (1950, приз за лучшую режиссуру Каннского кинофестиваля, 1951), «Он» (1953), «Назарин» (по Б. Пересу Гальдосу, 1958, международный приз Каннского кинофестиваля, 1959), «Ангел-истребитель» (1962), «Симеон-столпник» (1965, специальный приз жюри и премия ФИПРЕССИ Венецианского кинофестиваля, 1965) и др.
Трилогию о жизни индейцев Мексики снял испанский режиссёр-эмигрант Л. Алькориса: «Тлаюкан» (1962, в отечественном прокате «Жемчуг святой Люсии», номинант на премию Международного кинофестиваля в Карловых Варах в категории «Лучший фильм», 1962, и премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», 1962), «Ловцы акул» (1962), «Тараумара» (1964, в отечественном прокате «Гордые сыны Тараумары», премия ФИПРЕССИ Каннского кинофестиваля, 1965).
Попыткой выйти из кризиса стал конкурс экспериментального кино в 1965 г. – первые премии профсоюза кинематографистов Мексики получили фильмы «Секретная формула» Р. Гамеса и «В этом посёлке воров нет» А. Исаака (по Г. Гарсиа Маркесу).
В 1963 г. основан учебный Киноцентр (КУЭК) при Национальном автономном университете Мексики в Мехико (УНАМ), ставший центром независимого мексиканского кино (в рамках КУЭК в 1970 создан монтажный документальный фильм «Крик» Л. Лопеса о революционных выступлениях мексиканского студенчества в 1968). Громкий резонанс в критике вызвали авангардные фильмы А. Ходоровского, уроженца Чили: «Фандо и Лис» (1968, по пьесе Ф. Аррабаля, в прокат вышел в 1972) и сюрреалистический вестерн «Крот» (1969), принёсший автору мировую известность, однако не принятый широкой публикой; в начале 1970-х гг. Ходоровский покинул Мексику. В конце 1960-х гг. возникло движение «независимого кино» Мексики, его представители – режиссёры А. Рипстейн, Ф. Касальс, П. Ледук – выступали за социально-критическое искусство, за демифологизацию истории.
Фильм «Рид. Восставшая Мексика» П. Ледука (1971) обозначил новую веху в трактовке мексиканской революции. Важные исторические события воссозданы в фильмах М. Фернандес Виоланте «Всё равно ты зовёшься Хуаном» (1976) о крестьянской войне «кристерос» 1926–1929 гг. и «Кананеа» (1977) об одной из первых крупных стачек мексиканских рабочих в начале 20 в. В 1970-е гг. Ф. Касальс снимал фильмы на сюжеты из национальной истории («Эмилиано Сапата», 1970; «В саду тёти Исабель», 1971; «Те годы», 1972), а также из современности, трактуя в них проблему социального насилия («Карцер», 1974; «Каноа», 1975, специальный приз жюри Берлинского кинофестиваля, 1976; «Покианчис», 1977).
Поиски самобытного стиля отличают фильмы А. Хосковича («Изменение», 1971; «Меридиан 100-й», 1974), А. Рипстейна («Замок чистоты», 1973; «Святое ремесло», 1974), «чёрные» комедии Л. Алькорисы («Национальные гонки», 1972; «Живые силы», 1975). С коммерческим, откровенно развлекательным кино контрастировали работы А. Исаака, Х. Эстрады, С. Ольховича, Г. Мартинеса, Х. Эрмосильо, Х. Фонса, Г. Ретеса и др. Для их фильмов 1970-х гг. характерны художественные новации и интерес к социально-нравственной проблематике: «Каменщики» Фонса (1976, «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля, 1977), «Дом на юге» (1975), «Хуан Перес Холоте» А. Бурнса (1977), «В дождь» Ольховича (1978), «Никчёмные люди» Эстрады (1979). Успешные творческие поиски мексиканских кинематографистов прервались в конце 1970-х гг. вместе с упразднением Кинобанка, снижением государственных капиталовложений в национальное кино, возвратом к частному производству и выпуском дешёвой кинопродукции.
В начале 1980-х гг. правительство предприняло ряд мер по повышению престижа мексиканского кино: в 1983 г. открыт Мексиканский институт кинематографии (ИМСИНЕ), занимающийся производством и прокатом фильмов совместно с государственной компанией CONACINE. Удачей такой политики стала лента «Империя фортуны» (1986) А. Рипстейна, положившая начало долгому плодотворному сотрудничеству режиссёра со сценаристкой П. Алисией Гарсиядиего. Оригинальная поэтика, основанная на визуально-пластических и музыкальных образах, присуща фильмам П. Ледука («Фрида, живая природа», 1984; «Барокко», 1989, совместно с Испанией и Кубой). В целях завоевания международного кинорынка ширится практика копродукций с зарубежными странами (преимущественно с Испанией). Из первых совместных постановок наиболее успешно прошла в прокате картина «Эсперанса/Esperanza» С. Ольховича (1988, Мексика – СССР).
Во время кризиса конца 1980-х – начала 1990-х гг., когда произошло резкое снижение кинопроизводства, заявила о себе плеяда режиссёров, в чьих фильмах отразились новый взгляд на современную жизнь, внимание к простому человеку: «Бродячие жизни» (1985) и «Лесной посёлок» (1990) Х. Антонио де ла Ривы, «Жена Бенхамина» К. Карреры (1991), «Любовь во время истерии» А. Куарона (1991). Оригинальный художественный почерк отличает работы женщин-режиссёров – М. Новаро («Лола», 1989; «Дансон», 1991), Д. Ротберг («Интимность», 1989), М. Систач («Из жизни Анны», 1991). На экраны вышли работы известных режиссёров – ранее запрещённый цензурой фильм «Кровавый рассвет» Х. Фонса (1991), ленты Х. Умберто Эрмосильо «Домашнее задание» (1991, особое упоминание Московского международного кинофестиваля, 1991) и «Запрещённое домашнее задание» (1992). Высокое признание за рубежом получили фильмы А. Рипстейна «Начало и конец» (1993, «Серебряная раковина» Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне, 1993) и «Кроваво-красный» (1996, премии за лучший сценарий, лучшую сценографию и лучшую музыку Венецианского кинофестиваля, 1996). В 1992 г. вышел дебют Г. дель Торо – мистический фильм «Хронос» на тему вампиризма и бессмертия (лауреат национальной премии «Ариэль» в 13 номинациях и нескольких международных кинофестивалей).
Среди фильмов 1990-х гг.: «Как вода для шоколада» А. Арау (1991, экранизация бестселлера Л. Эскивель, оператор Э. Любецки, завоевавший впоследствии известность в Голливуде); «Переулок чудес» Х. Фонса (1995, 11 премий «Ариэль») с С. Хайек в главной роли.
В конце 20 в. при общем падении национального кинопроизводства и зрительского интереса к мексиканскому кино на экран вышло несколько фильмов, получивших отклик у критики и публики: «Закон Ирода» (1999) Л. Эстрады, наполненный горьким сарказмом по отношению к правящей власти; поэтическое обращение к историческому прошлому «Нижняя Калифорния – предел времени» (1998) К. Боладо и комедия «Секс, стыд и слёзы» (1999) А. Серрано о молодёжи класса яппи, превзошедшая кассовый успех американских блокбастеров. С началом 21 в. ситуация в кинематографии Мексики продолжала ухудшаться, сокращалось государственное финансирование кинопроизводства: в 2000 г. снято 28 игровых фильмов, в 2001 г. – 19, в 2002 г. – 10, а в прокат вышло 15, снятых в том числе и в 2001 г.
В 2000 г. заявило о себе новое мексиканское кино с выходом в прокат дебютной картины А. Гонсалеса Иньярриту по сценарию Гильермо Арриаги «Сука-любовь» – безусловной победы мексиканского кинематографа 21 в. Современным киноязыком, динамичным, дерзким и предельно искренним, авторы представили подлинную реальность жизни Мехико, с неприглядными сторонами, живую и бурлящую. Фильм завоевал 11 премий «Ариэль» в различных номинациях и множество призов на международных кинофестивалях. Дальнейшая карьера Иньярриту развивается в США, где режиссёр стал лауреатом премии «Оскар» за фильмы «Бёрдмэн» (2014) и «Выживший» (2015).
В пёстрой панораме мексиканского кинорепертуара начала 21 в. выделяются драматические фильмы, показывающие суровую повседневность с её материальной и духовной нищетой: «С улицы» Х. Торта, «Аромат фиалок» М. Систач (оба – 2001), «Тёмные города» Ф. Сариньяны (2002). Широкую дискуссию вызвал фильм – чемпион проката 2002 г., затронувший тему католической церкви: «Преступление падре Амаро» (2 премии «Ариэль», 2003) Карлоса Карреры с Г. Гарсия Берналем в главной роли.
Признание мексиканских зрителей, особенно молодёжи, получил фильм А. Куарона «И твою маму тоже» (2001, приз за лучший сценарий Венецианского кинофестиваля, 2001). Сыгравшие двух главных героев актёры Г. Гарсия Берналь и Д. Луна стали символами нового мексиканского кино и получили приглашение работать за рубежом. Куарон продолжил карьеру в США (фильм «Гравитация», 2013, премия «Оскар» за 2013). В 2006 г. он продюсировал фильм «Лабиринт фавна» (Испания – Мексика) режиссёра Г. дель Торо, друга-единомышленника Иньярриту и Куарона. В совокупности фильм получил свыше 100 наград на различных кинофестивалях, в том числе премию «Оскар» за операторскую работу мексиканца Г. Наварро. Дель Торо, став в 21 в. заметной фигурой в кино США (4 премии «Оскар» за картину «Форма воды», 2017), продолжал свою деятельность в Мексике, организовав собственную продюсерскую компанию «Текила Ганг» и поддерживая постановки молодых режиссёров.
В первое десятилетие 21 в. произошёл постепенный подъём производства мексиканских фильмов (от 10 в 2002 к 70 в 2008), появилась плеяда новых кинематографистов с разнообразным стилистическим почерком, жанровыми и тематическими пристрастиями. Самый яркий представитель авторского кино Мексики – дебютировавший в 2002 г. фильмом «Япония» К. Рейгадас (особый знак отличия «Золотая камера» Каннского кинофестиваля, 2002, награды международных кинофестивалей в Братиславе, Тромсё, Буэнос-Айресе, Эдинбурге и др.). Режиссёр приобрёл мировую известность благодаря картинам, радикально порывавшим с традиционными визуальными и сюжетными формами («Битва в небесах», 2005; «Безмолвный свет», 2007, премия жюри Каннского кинофестиваля, 2007; «После мрака свет», 2012, приз за лучшую режиссуру Каннского кинофестиваля, 2012). Отношение к творчеству Рейгадаса, сформировавшегося под влиянием А. А. Тарковского, не отличается единодушием, его фильмы, высоко оценённые критиками, не имеют большого успеха у зрителей.
Позицию К. Рейгадаса в обновлении поэтики и главных задач киноискусства поддержал А. Эскаланте. Его полнометражный режиссёрский и сценарный дебют, картина «Кровь», с непрофессиональными актёрами (2005, в числе продюсеров Рейгадас; участник программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, 2005) выделялся оригинальным авторским стилем. Своё направление в поисках пути к зрителю наметил режиссёр Ф. Эймбке. Его фильмы, снятые в духе минимализма, с искренней интонацией, симпатией к юным персонажам, мягким юмором – «Сезон уток» (2004), «Озеро Тахо» (2008, премия ФИПРЕССИ Берлинского кинофестиваля, 2008), «Клуб Сэндвич» (2013, «Серебряная раковина» за лучшую режиссуру Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне, 2013) – завоевали успех и в Мексике, и за рубежом.
Молодому поколению, его неприкаянности, взаимоотношениям с близкими, поискам места в жизни посвятили фильмы молодые режиссёры: Н. Переда («Perpetuum mobile», 2009, «Лето Голиафа», 2010) и Херардо Наранхо («Drama/Mex», 2006, Гран-при Международного кинофестиваля «Зеркало» имени А. А. Тарковского, 2007, «Буду использовать», 2008).
Многие фильмы 1-го десятилетия 21 в. отмечены наградами за рубежом: аллегорическая притча о войне Ф. Варгаса «Скрипка» [2006, премия за лучшую мужскую роль (Д. Анхель Тавира) в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, 2006], «Пять дней без Норы» М. Ченильо (2008, «Серебряный Святой Георгий» лучшему режиссёру Московского международного кинофестиваля, 2009).
Неизменно актуальная для национального кино тема нелегальной миграции наряду с традиционными сюжетными схемами [реалистическая драма «Здесь и там» (2012), режиссёр А. Мендес Эспарса, главный приз Международной недели критиков Каннского кинофестиваля, 2012] предстаёт в новых жанровых формах: комедия с лирическими нотками «Нортеадо» Ригоберто Перескано (2009), жёсткий триллер «Выродки» А. Эскаланте (2008), «Другое дело» Густаво Лосы («Al otro lado»; 2004, выдвинут на соискание премии «Оскар» от Мексики) – истории, показанные с точки зрения детей мигрантов; вестерн по-мексикански «Пустыня» С. Рауля Лопеса (2015) с Г. Берналем в главной роли; драма-роуд-муви «Золотая клетка» Д. Кемада-Диаса (2013) об опасном путешествии подростков к вожделенной американской границе. Заявили о себе режиссёры старшего поколения: вышел в мексиканский прокат и участвовал в международных фестивалях фильм Ф. Касальса «Виражи Ситрильо» (2005). На Венецианском кинофестивале в 2006 г. был представлен фильм П. Ледука «Кобрадор: мы верим в Бога» (совместное производство с Испанией, Аргентиной, Францией, Бразилией, Великобританией), художественную конструкцию которого определял мотив насилия в современном обществе.
В 2001 г. создан государственный Фонд инвестиций и стимулирования мексиканского кино Fidecine (Fondo de Inversión y Estímulos al Cine Mexicano). В 2003 г. организован новый международный кинофестиваль в Морелии (Morelia International Film Festival), предназначенный для поддержки и популяризации национального кино.
В 2010-х гг. в стране складывается напряжённая социально-политическая ситуация, объявлена война наркотрафику, вызвавшая волну стихийного насилия и рост преступности. Эта атмосфера получила отражение в кинематографе. Лидер проката 2010 г. «Ад» Л. Эстрады на стыке реализма и кровавого абсурда рисует гротескный образ посёлка, отданного во власть наркомафии. Фильм М. Франко «После Лусии» (2012, главный приз программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, 2012) – честное и пессимистическое высказывание на тему буллинга и общей атмосферы насилия в школах. В мрачной драме Х. Наранхо «Мисс Пуля» («Miss Bala», 2011) юная королева красоты невольно оказывается жертвой беспощадной и лихорадочной войны с наркотрафиком.
Фильм А. Эскаланте «Эли» (2013, премия за лучшую режиссуру Каннского кинофестиваля, 2013) стал бескомпромиссным взглядом на жестокую реальность наркоторговли, на беспредел насилия в Мексике.
Своеобразный коллективный мозаичный портрет ведущих мексиканских кинематографистов (К. Рейгадас, А. Эскаланте, Ф. Эймбке, Д. Луна, М. Ченильо, Родриго Пла и др.) создан в фильме-альманахе «Революция» (2010), объединившем 10 историй – современных взглядов на Мексиканскую революцию и на феномен революции в целом. В течение 2010-х гг., вплоть до пандемии в 2020 г., происходил непрерывный рост кинопроизводства (126 фильмов в 2013, 216 фильмов в 2019); число зрителей мексиканского кино в 2016 г. возросло на 74 % по сравнению с 2015 г. Однако в прокат попадала в среднем лишь половина снятых фильмов в малом количестве копий, и большинство премьер проходило в Национальной синематеке в Мехико, не имея дальнейшего распространения по стране.
Несмотря на постоянные, иногда удачные, попытки преодолеть или, по крайней мере, свести к минимуму разрыв между авторским и коммерческим кино, в мексиканском прокате преобладает коммерческое жанровое кино: комедии, мелодрамы, триллеры. Популярным жанром остаётся комедия во всех разновидностях: романтическая [«По-плохому» («A la mala»), 2015, П. Пабло Ибарра], приключенческая («Спасти рядового Переса», 2011, Бето Гомес), «чёрная» комедия («Убивая Кабоса», 2004, Алехандро Лосано).
Лидером проката 2014 г., в разгар политического кризиса в стране, стал фильм «Совершенная диктатура» Л. Эстрады, сделанный в редком для мексиканского мейнстрима жанре политической сатиры. В числе крупных кассовых успехов – фильм «Инструкции прилагаются» (2013, режиссёр и исполнитель главной роли известный комик Эухенио Дербес), завоевавший также зарубежные кинорынки; «Мы, благородные» (2013, по пьесе «Большой кутила») Гари Аласраки.
Успехи одерживает анимационное кино: полнометражная лента «Крутые яйца» («Un gallo con muchos huevos») режиссёров Г. и Р. Ривы Паласио Алатристе – в числе лидеров проката 2015 г.; «Тайный мир Анны» К. Карреры (2017, премия «Ариэль», 2017), «Топ Кэт» Альберто Мар (2011) и др.
В 21 в., благодаря революции цифровых технологий, бурное развитие получило документальное кино, поднимающее жизненно важные, дискуссионные темы, ранее не фигурировавшие в игровом кино: «В яме» (2006, Х. Карлос Рульфо), «Герилья и надежда» (2005, Херардо Торт), «Моя внутренняя жизнь» (2007, Лусия Гаха), «Потерянная» (2009, В. Гарсия-Бесне). Известность получил документалист Эверардо Гонсалес благодаря лентам «Песня пульке» (2003), «Старые воры» (2007), «Свобода дьявола» (2017). Появились документальные фильмы, показывающие реальную жизнь индейских общин: «Я так похожа на тебя» (2011), «Дядя Йим» («Tio Yim», 2019) Луны Маран.
В 2010-е гг. значительно возросло число женщин, работающих в киноиндустрии (в 2019 – около 200) в качестве продюсеров, режиссёров, сценаристов, операторов. Некоторые совмещают эти профессии: Химена Монтемайор – сценарист и режиссёр в картине «Следы ветра», 2017; Наталия Беристайн – сценарист, режиссёр и продюсер картины «Не хочу спать одна» (2012) и режиссёр «Прощания» (2017). Работы мексиканских женщин-режиссёров – анимационное кино «Дождь в глазах» Риты Басульто (2013); игровые фильмы – «Срок годности» Кеньи Маркес (2012, специальный приз Московского международного кинофестиваля, 2012), «Полезные травы» М. Новаро (2010), «Всё остальное» Наталии Алмады (2016), «Удивительная зубатка» (2013, премия ФИПРЕССИ кинофестиваля в Торонто) и «Дорога солнца» (2021) Клаудии Сент-Люс получают признание и публики, и критики.
Важное место наряду с камерными драмами в творчестве женщин-режиссёров занимает злободневная тема насильственных похищений людей, истории женщин, пострадавших от организованной преступности: «Без особых примет» Фернанды Валадес (2020, завоевавший многочисленные международные премии), документальная лента «Буря» (2016) и игровой фильм «Ночь огня» (2021) Татьяны Уэсо.
В конце 2010-х – начале 2020-х гг. мексиканское кино отличает многообразие имён в режиссуре, жанров и стилей. Зрителю предлагаются дебюты молодых, альтернативное документальное кино, новые фильмы ведущих режиссёров 21 в.: Давида Паблоса, Николаса Переды, Родриго Пла, а также фильм самого известного представителя авторского кино Карлоса Рейгадаса «Наше время» (2018) и картина классика мексиканского кино Артуро Рипстейна «Дьявол между ног» (2019), снятая по сценарию П. Алисии Гарсиядиего.
Неразрывную связь с отечественным кинематографом подтвердил А. Куарон, один из зачинателей нового мексиканского кино, поставивший в Мехико фильм «Рома» (2018), где выступил в лице продюсера, режиссёра, сценариста и оператора.
Неспешное чёрно-белое повествование, воспоминание о детстве в родном квартале Рома в начале 1970-х гг. проникнуто глубоким личностным отношением и к судьбе своей семьи, и к событиям, происходившим в стране. Фильм – лауреат многих международных наград, в том числе Венецианского кинофестиваля («Золотой лев» за лучший фильм, 2018) и трёх премий «Оскар» (за лучший фильм на иностранном языке, лучшую режиссёрскую работу и лучшую операторскую работу) за 2018 г.
Мексиканские кинематографисты регулярно участвуют в международных кинофестивалях, завоёвывая награды: М. Франко за фильм «Новый порядок» (2020, «Серебряный лев» – Гран-при жюри Венецианского кинофестиваля, 2020); А. Руиспаласьос и М. Алкала за фильм «Музей» (2018, «Серебряный медведь» за лучший сценарий Берлинского кинофестиваля, 2018; Наталия Лопес Гальярдо за фильм «Драгоценный покров» (2022, «Серебряный медведь» – приз жюри Берлинского кинофестиваля, 2022).
В стране действуют Фильмотека при УНАМ (основана в 1960) и Национальная синематека (основана в 1974). Проводятся международные кинофестивали, самые крупные из них: в Морелии (с 2003), в Гвадалахаре (с 1986), современного кино в Мехико (с 2004), короткометражного кино в Гуанахуато (с 1998).