Мачигенга
Мачиге́нга (machiguenga, matsiguenga, matsigenka; маньярис, мациганга, мацигенка; самоназвание – matsigenka, буквально – народ), индейский народ группы южных араваков на востоке и юго-востоке Перу.
Живут в бассейне рек Урубамба и Мишагуа (север департамента Куско и юг департамента Укаяли), часть – на реке Мадре-де-Дьос (департамент Мадре-де-Дьос), группа номацигенга – рядом с ашанинка на реках Эне и Перене (департамент Хунин). Говорят на языке мачигенга ветви кампа южной подсемьи аравакских языков (официальный язык); наречия: мачигенга, какинте, нанти (когапакори), номацигенга. Письменность на основе латинского алфавита. Распространён также испанский язык. Насчитывают свыше 30 общин, численность около 18,9 тыс. человек; номацигенга – 11,2 тыс. человек (2017, перепись). Несколько изолированных общин мачигенга (когапакори) избегают контактов с внешним миром. Свыше половины (среди номацигенга – до 20 %) – христиане, остальные сохраняют традиционные верования.
До испанского завоевания заселяли предгорья Анд почти до Мачу-Пикчу, имели контакты с кечуа: в обмен на какао, перья птиц, древесину, хлопок, лекарственные растения, фрукты получали каменные орудия, металл, в том числе серебро. Единичные контакты с христианскими миссионерами существовали с середины 17 в., более тесные – с начала 20 в. К 19 в. под давлением кечуаязычных переселенцев переместились к северо-востоку. До середины 20 в. мачигенга похищали и использовали как рабов.
Традиционная культура типична для индейцев тропических лесов к востоку от Анд. Занимаются подсечно-огневым земледелием, охотой на обезьян, пекари, тапиров (с ружьём, луком, ловушками), рыболовством (в том числе с помощью растительных ядов), собирательством. Развиты гончарство, плетение, ткачество хлопчатобумажных тканей с чёрным геометрическим орнаментом.
Традиционное поселение – разбросанной планировки, с общинным домом в центре, населяется группой родственных семей (10–30 человек). Общины, объединённые вокруг миссионерских центров, насчитывают 150–300 человек, возделывают на продажу кофе, какао, арахис, бобы, ачиоте (Bixa orellana). Традиционное жилище – прямоугольное строение без стен, 5–10 м в длину, с низко спускающейся вальмовой крышей из пальмовых листьев. Приготавливают пиво из маниока. Одежда – туникообразная кушма. Практиковались раскраска лица краской из ачиоте, ношение носовых украшений из серебра.
Делились на экзогамные группы (до 30 человек), объединённые системой брачного обмена в эндогамную группу. Брак до рождения первого ребёнка уксорилокальный, затем неолокальный. Среди вождей и шаманов встречается полигиния. Предпочтителен билатеральный кросскузенный брак и обмен сёстрами, встречаются браки с дочерью сестры. Система терминов родства, как и у соседних майоруна, относится к подтипу кариера бифуркативного типа: родственники и свойственники обозначаются общими терминами и наблюдается слияние альтернативных поколений (деды и внуки, бабки и внучки, брат отца и дети сестры). Сиблинги делятся по полу. После смерти человека сжигается его дом и имущество; ранее хоронили внутри жилищ. В изолированных общинах сохраняются инициации, изоляция девушек во время первой менструации. Шаманы употребляют галлюциногенный напиток аяуаска (Banisteriopsis caapi). Развито искусство пения, танцы.
Музыкальные инструменты – барабаны, флейты, в ритуалах используют гуделки. Мифологические сюжеты – о демиурге Тасоринчи, о Месяце и Солнце, живших на земле (Месяц дал людям культурные растения), и др.
С 1980-х гг. мачигенга утрачивают свои территории из-за добычи нефти и газа в нижнем течении Урубамбы. Часть работает по найму в нефтяных компаниях, занята на лесозаготовках. Наплыв колонистов способствует возникновению конфликтов между мачигенга и поселенцами. Созданы общественные организации: Центральное управление народов мачигенга имени Хуана Сантоса Атауальпы (Central de Comunidades Nativas Machiguengas Juan Santos Atahualpa, CECONAMA), Совет мачигенга реки Урубамба (Consejo Machiguenga del Río Urubamba, COMARU), Федерация коренных народов реки Мадре-де-Дьос и её притоков (Federación Nativa del Río Madre de Dios y Afluentes, FENAMAD).