Леонов Максим Леонович
Лео́нов Макси́м Лео́нович (псевдоним Максим Горемыка) [13(25).8.1872, деревня Полухино Тарусского уезда Калужской губернии, ныне не существует – 1.3.1929, Архангельск], русский поэт, журналист, общественный деятель.
Биография, общественная и журналистская деятельность
Родился в крестьянской семье. Полтора года проучился в церковно-приходской школе, затем в 10-летнем возрасте перевезён в Москву отцом, Леоном Леоновичем Леоновым, державшим бакалейную лавку в Зарядье. Л. Л. Леонов был неграмотным, по свидетельству сына – любви к чтению не поощрял, книги сжигал: «...старик старого закала, держал меня в ежовых рукавицах» (цит. по: Русская литература XX века. 2005. С. 421). Однако в воспоминаниях внучки М. Л. Леонова, Натальи Леонидовны Леоновой, указано, что Леон Леонов «любил, чтобы сын, а затем и внуки читали ему что-нибудь вроде "Киевского патерика" или житий святых Киево-Печерской лавры» (Леонид Леонов в воспоминаниях, дневниках, интервью. 1999. С. 8). В 12-летнем возрасте М. Л. Леонов познакомился со стариком-сапожником Тихоном Ивановичем, «страстным любителем литературы и притом способным к "критике"» (Ильин М. А. Предисловие // Леонов. 1905. С. 4), при содействии которого прочитал произведения многих писателей, в том числе и крестьянского поэта И. 3. Сурикова. Знакомство со стихами и подробностями биографии Сурикова пробудили в Леонове желание серьёзно заняться литературой.
В конце 1886 – начале 1887 гг. вокруг М. Л. Леонова сложилась группа молодых писателей-самоучек (И. А. Белоусов, С. Я. Дерунов, А. Е. Разорёнов, Ф. С. Шкулёв). Основными задачами кружка были повышение уровня образования участников, обсуждение и критическая оценка написанных произведений, материальная взаимопомощь. В 1889 г. вышел первый сборник стихотворений писателей-самоучек – «Родные звуки», в который, помимо работ, Леонова вошли произведения С. Я. Дерунова, И. М. Вдовина, А. Е. Разорёнова, А. И. Слюзова. Леонов принимал активное участие в издании последующих коллективных сборников: «Блёстки» (1890), «Звезды» (1891), «Думы» (1895) и др. В 1902 г. объединение оформилось как «Московский товарищеский кружок писателей из народа», на основе которого 3 года спустя был организован Суриковский литературно-музыкальный кружок [устав утверждён 28 мая (10 июня)1905].
В 1890-е гг. печатался (часто под псевдонимом Максим Горемыка) в газетах «Раннее утро», «Русский листок», «Народное благо», «Новости печати», «Курьер», журналах «Свет», «Задушевное слово». В январе 1900 г. на собранные в Москве по подписке деньги открыл в селе Почеп (Тарусский уезд Калужской губернии; ныне Тарусский район Калужской области) бесплатную библиотеку-читальню. Активно выступал в провинциальной прессе: в новгородской газете «Волховский листок» (1903–1904) опубликовал стихотворения: «Памяти Н. А. Некрасова», «От тоски злодейки», «В пору расцвета она умерла...», «В этот вечер!» и др. При сопоставлении текстов, напечатанных в новгородском издании, с текстами, опубликованными в сборниках 1898 и 1905 гг., выявлено большое количество разночтений (подробнее см.: Иванова. 2003).
Во время Гаагской конференции мира 1899 г. М. Л. Леонов выпустил пацифистский журнал «Мир», в котором разместил статью «Почему у нас нет Общества Друзей Мира?». В письме (18 мая 1913) к С. А. Венгерову писал о переговорах с Л. Н. Толстым, который якобы дал в журнал статью «Ответ 13 швейцарским студентам», не прошедшую цензуру (РО ИРЛИ. Ф. 377. Оп. 7. № 2131 // цит. по Вахитова. 2005. С. 422).
В 1900 г. по заданию Московского управления Российского общества Красного Креста сопровождал груз для лазаретов сибирских городов. В путевых заметках «По Сибири от Москвы до Сретенска» (1903) подробно описал маршрут и дал бытовые зарисовки жизни переселенцев и каторжников.
Под влиянием революции 1905–1907 гг. начал писать стихи социального и политического содержания: «Просыпайся, край родной...» (сборник «Под красным знаменем», 1906), «Я мужик!..», «Поэту» (сборник «Луч», 1906), «Напутствие депутатам» (газета «Простое слово», 20 февраля 1907) и др. В праздничном номере (22 апреля 1907) газеты «Простая жизнь» опубликовал пасхальное стихотворение, которое наполнил социальным содержанием, – поэт ожидал не только грядущего праздника, но и перемен в жизни народа:
…Что наш мужик, могуч, велик,
Обут, одет и сыт,
И над страной кошмар большой
Бесправья не царит.
Принял участие в рабочем движении (помогал профсоюзу булочников, пекарей), был знаком с руководителем Московской партийной организации большевиков и Северного бюро ЦК РСДРП Н. Э. Бауманом. Произнёс речь на его похоронах [20 октября (2 ноября) 1905].
В 1905 г. совместно с Ф. С. Шкулёвым организовал в Москве издательство «Искра» (и при нём книжный магазин), в котором опубликовал памфлет «Пауки и мухи» («Die Fliegen und die Spinnen», 1883) В. Либкнехта, сборники «Под красным знаменем» (1906, Выпуск 1, 2), пропагандистскую брошюру эсеровского толка «За что они борются?» (1906) и т. п. Вскоре в издательстве начались обыски, выемки литературы, мелкие аресты и «внушения». В результате магазин и издательство были закрыты, а Леонов арестован и заключён в Таганскую тюрьму (1908–1910). Выйдя из заключения, опубликовал написанное в тюрьме стихотворение «Из воспоминаний» (сборник «Старый дуб», посвящён поэту-самоучке П. П. Филимонову, Москва, 1910), несколько статей о тюремных порядках (газета «Раннее утро»), после чего покинул Москву.
В Архангельске издавал ежедневную газету «Северное утро» (1911–1920; фактический редактор, с октября 1916 – официальный). Публиковал (иногда под псевдонимами: «М. Горемыка», «Макс. Горемыка», «Макс. Леонов», «М. Г-ка», «М. Л-в») публицистические статьи, стихи, фельетоны, театральные рецензии. Вёл разделы «Наши поэты» (произведения поэтов-самоучек) и «Русские самородки» – биографические материалы о писателях, поэтах и художниках, которые собирал для книги «Русские писатели из народа» (проект не реализован). Печатал главы из романа-хроники «Разбитая жизнь» (1912, июнь – сентябрь, роман не окончен). В литературно-критических статьях писал о И. З. Сурикове («Певец горя-злосчастья», 1914, № 90; «И. З. Суриков» 1916, № 232–234), об истории Суриковского кружка и журналах современных суриковцев (Суриковцы и млечно-путейцы». 1916, № 124). Осуждал декаденство и футуризм – назвав последний «поэзией жёлтого дома» («Песенки "господские" и "народные"», 1914, № 91. С. 2), – а также их проявления в народной поэзии («Скотская поэзия», 1914, № 80; «Подорожник» 1914, № 102 и др.).
В газете «Северное утро» начал свой творческий путь сын поэта – писатель Л. М. Леонов: сначала работал корректором, затем печатал стихи (первая публикация – стихотворение «Вечером», 1915, № 146), прозу, статьи, рецензии.
Февральскую революцию 1917 г. М. Л. Леонов принял восторженно, но в марте 1917 г. опубликовал стихотворение, в котором отметил непомерно высокую цену свободы:
Мы себе свободу с бою взяли,
За свободу нашу золотую
Долго мы по тюрьмам голодали,
Проклиная долю горевую.
Деятельность большевиков оценивал отрицательно. Во время Октябрьской революции 1917 г., иностранной военной интервенции в России 1918–1922 гг. и Гражданской войны 1917–1922 гг. в Архангельске несколько раз менялась власть. В августе 1918 г. в своей газете Леонов опубликовал ряд очерков под общим заголовком «Во власти Узурпаторов», куда вошла его статья, в которой он назвал «большевистское нашествие» сборищем хулиганов, державших весь город «в ужасе и страхе», громивших всё на своём пути и «не признававших ничего святого» (Леонов М. Национализаторы // Северное утро. 1918. № 161. С. 2).
С 1920 г. работал в местном губернском отделе народного образования, Российском телеграфном агентстве (РОСТА) и газете «Трудовой Север». Последнее место работы – магазин «Призыв», где он служил продавцом игрушек.
Умер от туберкулёза. Похоронен в Архангельске на Ильинском кладбище.
Поэтические сборники
Первая публикация – стихотворение «Взойди, солнышко» («Вестник литературный, политический, научный и художественный». 1888. 29 февраля).
В 1889 г. выпустил поэтический сборник «Первые звуки». Сборник тематически разделён на 2 части – «Моим друзьям» и «О себе и о других». Первая часть включает в себя послания («Другу – поэту», «Совет другу», «Малютке»), любовную лирику («Письмо», «Разлука», «Сердцу»), романсы («Романс») и др. Широко представлена тема поэта и поэзии («Могила поэта», «Совет», «Из дневника»). Стихотворения во многом подражают романтической, иногда сентименталистской традиции: так, например, «Могила поэта» тематически перекликается с финалом элегии В. А. Жуковского «Сельское кладбище» (1802; вольный перевод элегии Т. Грея «Elegy Written in a Country Churchyard», 1751). Вторая часть сборника посвящена теме тяжёлой крестьянской доли («Доля сиротки», «Кручина», «Нищие», «Горемыке»), многие стихотворения («Из народных мотивов», «Горе лютое») и песни («Песня», «Песня молодца») построены на фольклорных мотивах.
Второй сборник – «Стихотворения» (1898) – стилистически и тематически продолжает «Первые звуки», являясь по сути расширенным переизданием, но без разделения на части. Тут зарисовки из крестьянской жизни перемежаются с любовной лирикой и размышлениями о назначении поэта, народные песни соседствуют с романсами. «Саратовский листок» охарактеризовал стихотворения как «милые вещицы», подчеркнув простоту слога и «отсутствие вымученных поэтических прикрас» [Саратовский листок. 1898. 26 февраля (№ 45). С. 3]. Рецензент газеты «Сын отечества» похвалил искренность некоторых произведений, но в целом охарактеризовал сборник как подражательный («это уже знакомо и где-то уже читано»), с сожалением отметив незначительность тем (несчастная любовь, деревня, природа), которые затрагивал поэт, – «автору не хватает ни… вдумчивости, ни образования» для того, чтобы стать «певцом униженных и оскорблённых» (Сын отечества. 1897. 29 декабря (№ 353). С. 4). Однако в финале статьи поэту-самоучке пожелали дальнейших успехов и развития поэтического дара. Не так благосклонен был рецензент журнала «Русское богатство», предположивший, что в случае Леонова звание самоучки – лишь ширма, прикрывающая ненасытную жажду славы при недостатке литературного мастерства: «200 страниц… серых перепевов и подражаний» А. В. Кольцову (который, «хотя и был самоучкой, писал превосходные стихи»), И. С. Никитину, Н. А. Некрасову, И. З. Сурикову и отсутствие «руководящей идеи» [Русское богатство. 1898. № 2. С. 75 (разд. паг.); Мир божий. 1898. № 3. С. 64–65 (разд. паг.)]. Кроме того, рецензент отметил в любовной лирике Леонова – «об анемонах, сиренях и соловьях» [Русское богатство. 1898. № 2. С. 76 (разд. паг.)] – прямую преемственность творчества К. М. Фофанова и М. Лохвицкой. Позднее литературовед Е. С. Калмановский усмотрел причины стилистического сочетания простонародности с эстетизмом в кризисе поэтической системы «суриковцев», отрыве от народной традиции, а также в популярности явления – обольщённые сочувственным интересом общественности «самоучки» зачастую прибегали к автостилизации, превратив когда-то искреннюю поэзию в стихотворный промысел. В результате лишённая «всякой внутренней основы» лирика «как бы выходит из берегов», сделав возможными «любые единства, смеси, переходы, любые стилистические языковые сочетания» (И. З. Суриков и поэты-суриковцы. 1966. С. 51).
Наиболее зрелый сборник – «Стихотворения и рассказы» (1905) – включает избранные произведения прошлых лет и актуальную для поэта в этот период гражданскую лирику (стихотворения «Я не баловень судьбы…», «Я раб труда!..», «Я мужик» и др.). В него вошли сценки из народного быта (лирический цикл «В деревне», рассказы «Аксютка», «Памятник», «Любовь погубила» и др.), пейзажная лирика (циклы «Весенние мотивы», «Из жизни и природы»), песни. Зачастую деревня противопоставлена «душному» городу («Мне противен душный город», «На волю», «Летом в деревне»), однако некоторые сцены из деревенской жизни представляют собой бессюжетные зарисовки, в которых описание природы органично переплетается с бытовыми деталями, создавая нужное настроение:
…Улица безлюдна,
Улица пуста,
Изредка услышишь –
Скрипнут ворота,
И к колодцу баба
С вёдрами пройдёт…
Дождь без перерыва
Всё идёт, идёт…
В предисловии к сборнику М. А. Осоргин (Ильин) назвал М. Л. Леонова «певцом природы, любви и грусти» (Леонов. 1905. С. 4).