Лохвицкая Мирра
Ло́хвицкая Ми́рра (настоящие имя и отчество – Мария Александровна; в замужестве Жибер; Gibert) [19.11(1.12).1869, Санкт-Петербург – 27.8(9.9).1905, там же], русская поэтесса, драматург.
Дочь профессора права, адвоката А. В. Лохвицкого. Cестра Н. А. Тэффи. Окончила Московский Александровский институт (1888). В 1888–1892 гг. жила в Санкт-Петербурге, где начала литературную деятельность при содействии А. Н. Майкова, К. К. Случевского, Вл. С. Соловьёва, в 1892–1895 гг. – в провинции (Ярославль, Тихвин) с мужем, архитектором Е. Э. Жибером (1867 – неизвестно). В 1895 г. переехала в Москву, в 1898 г. вернулась в Санкт-Петербург. Печаталась в журналах «Русское обозрение», «Север», «Труд», «Наблюдатель», «Всемирная иллюстрация», «Северный вестник», «Русская мысль», «Нива» и др. Член Общества любителей российской словесности (с 1897).
С детства писала стихи. В 1888 г. дебютировала в печати стихотворениями «Сила веры» и «День и ночь». Литературную известность Лохвицкой принесла поэма «У моря» (1891). Выпустила пять сборников под одинаковым названием «Стихотворения» (1896, 1898, 1900, 1903, 1904), получивших официальное признание (половинные Пушкинские премии Академии наук, 1897, 1905 – посмертно; в 1903 удостоена Почётного отзыва за сборник стихотворений 1900 г.), высокую оценку критики и популярность у читателей. Последний сборник «Перед закатом» (1908 – посмертно) издан с предисловием К. Р.
Для поэзии Лохвицкой характерны декларативный отказ от «идейности» ради утверждения свободы чувств, обращённость к античным и восточным мифам, культ чувственной, «дионисийской» любви и красоты, импрессионистичность, позднее – мотивы безумия и колдовства, эстетизация зла и «дьяволизация Красоты», распад образа героини на серафическую и демоническую ипостаси. Современники называли Лохвицкую «русской Сафо» и воспринимали её поэзию как эстетическую и психологическую квинтэссенцию женского начала, хотя доминирующий в стихах Лохвицкой образ «вакханки» контрастировал с её действительным положением домовитой хозяйки и многодетной матери.
Драматические поэмы отразили увлечённость Лохвицкой мистическим миром Средневековья: «На пути к Востоку» (1897), «Он и она. (Два слова)» (1899), «Вандэлин», «Бессмертная любовь» (обе – 1900), «In nomine Domini» (1902).
Поэзия Лохвицкой конца 1890-х – начала 1900-х гг., тематически отмеченная влиянием декадентства («роман» поэтессы с К. Д. Бальмонтом стал не только биографическим, но и литературным событием), в плане поэтики оставалась в рамках классической лирики 19 в. Стих Лохвицкой отличается мелодичностью и лёгкостью; около 100 стихотворений положены на музыку (Р. М. Глиэр, А. С. Танеев и др.).
Посмертный культ Лохвицкой создал И. Северянин, объявив поэтессу (наряду с К. М. Фофановым) предтечей эгофутуризма. Впоследствии (до 1990-х гг.) её творчество было почти забыто.