Лейстер Юдит
Ле́йстер Ю́дит [Judith Leyster; Юдита (Юдит Янс) Лейстар (Лейстер), Judita (Judith Jansz.) Leystar (Leijster); в замужестве Моленар, Molenaer] (крещена 28.7.1609, Харлем – похоронена 10.2.1660, Хемстеде близ Харлема), голландская художница, работала в бытовом жанре, жанрах портрета и натюрморта. Одна из немногих профессиональных художниц золотого века голландской живописи.
Ю. Лейстер родилась в Харлеме, куда из Испанских Нидерландов переселился её отец Ян Виллемс (Виллемсон) (1568–1642). Семья взяла фамилию Лейстер по названию пивоварни («Лейстар»), которой владел отец. После его банкротства в 1625 г. старшие дети, по-видимому, были вынуждены начать работать, чтобы помочь семье.
Письменные свидетельства о том, кто был учителем Лейстер, отсутствуют, однако уже в 1628 г. писатель С. Ампзинг в «Описании и прославлении города Харлема в Голландии» (Ampzing S. Beschryvinge ende lof der Stad Haerlem in Holland... Haerlem, 1628. P. 370) упоминает Лейстер как талантливую молодую художницу. Существуют две основные версии относительно её обучения: её наставником мог быть Ф. П. де Греббер (учивший в этот период своих сына и дочь искусству живописи) либо Ф. Халс. В пользу второго варианта свидетельствует большое стилистическое сходство ранних работ Лейстер со свободной манерой Халса.
С 1629 г. Лейстер начала подписывать свои произведения монограммой: JL с летящей звездой [нидерл. lei(dende)-ster – путеводная звезда]. К её ранним картинам принадлежит «Весёлый выпивоха» (1629, Рейксмюсеум, Амстердам) – румяный мужчина с пустой кружкой в берете с длинным красным пером, улыбающийся зрителю. Несмотря на заметную монограмму Лейстер рядом с изображением открытой крышки пивной кружки, в 1897 г. работа вошла в коллекцию Рейксмюсеума как произведение Халса.
Большинство картин Лейстер датируются 1629–1636 гг., именно в это время (1633) она вступила в качестве профессиональной художницы в харлемскую гильдию Святого Луки и начала брать учеников. Один из них оставил её студию спустя неделю ради места в мастерской Халса (эта история известна благодаря жалобе, поданной Лейстер в гильдию, и последовавшему за ней разбирательству).
В 1636 г. художница вышла замуж за коллегу по гильдии Яна Минсе (Минсона) Моленара (1609 или 1610 – 1668). Число известных нам самостоятельных произведений, написанных Лейстер после замужества, чрезвычайно мало: по-видимому, она занялась ведением семейного хозяйства (счета и учётные книги заполнены её рукой), уходом за детьми, а также, возможно, работала совместно с мужем (его произведения по стилю и сюжетам близки картинам самой Лейстер).
После свадьбы супруги переехали из Харлема в Амстердам, но не зарегистрировались в местной гильдии художников. К 1649 г. семья вернулась в регион Харлема. После смерти Моленара, пережившего жену на восемь лет, в описи его имущества оказалось много произведений не только самого художника, но и Лейстер.
Творчество
Отличительная черта произведений Лейстер – открытый мазок, эскизная свобода кисти и очень низкая точка зрения, при которой зритель смотрит снизу вверх на персонажей, словно помещённых на сцену. Два ранних произведения – упомянутый выше «Весёлый выпивоха» и «Лютнист (Серенада)» (оба – 1629, Рейксмюсеум), – вполне демонстрируют эту свободную живописную манеру. По сюжету и композиции «Лютнист» схож с произведением Ф. Халса «Шут с лютней» (1623–1624, Лувр, Париж): фигура музыканта показана очень близко к зрителю и словно расположена над ним, лукавый взгляд юноши направлен вверх, очевидно к адресату серенады. Однако Лейстер придала сцене больший драматизм, усилив эффект летящего жеста лютниста линией пера, украшающего его берет, а главное, ярко осветив лицо с полуоткрытым ртом (герой картины поёт, аккомпанируя себе). Сильный «театральный» свет из невидимого нам источника озаряет лицо, правую руку и плечо: этот приём не характерен для Халса, но часто встречается у утрехтских караваджистов. Многие учёные (Дж. Биккер и др.) предполагают их влияние на творчество Лейстер (прямое, вследствие документально подтверждённого пребывания в Амстердаме и возможного – в Утрехте, или опосредованное через Ф. П. де Греббера в Харлеме). Именно караваджисты впервые ввели в Республике Соединённых провинций моду на изображение одиночных фигур музыкантов (Х. Тербрюгген, Г. ван Хонтхорст и Д. ван Бабюрен).
В творчестве Лейстер соединились свободный, открытый мазок Халса при более пастозной моделировке форм (а не прозрачной и лёгкой, как у мэтра) и подчёркнуто драматическое освещение, а также интерес к изображению ночных сцен (встречающееся до этого лишь у утрехтских караваджистов).
Лейстер часто размещала персонажей на монохромном фоне, как в одном из самых известных своих произведений – «Мальчик-флейтист» (начало 1630-х гг., Национальный музей, Стокгольм). Фигура мальчика, откинувшегося на спинку стула, контрастирует с поверхностью серой стены с висящими на ней музыкальными инструментами. Естественная передача света и сложная цветовая моделировка форм открытыми мазками создают эффект непосредственного восприятия.
«Автопортрет» (около 1630, Национальная галерея искусства, Вашингтон) – программное произведение Лейстер. Возможно, оно было создано в год её вступления в харлемскую гильдию Святого Луки и предназначалось для размещения в Принсенхофе – штаб-квартире гильдии (Ф. Ф. Хофрихтер). Выбранная ею поза встречается в портретах авторства Халса: фигура развёрнута вполоборота к зрителю, её рука с кистью покоится на спинке стула, на границе между плоскостью картины и пространством зрителя. Богатая одежда, в которой художница изобразила себя, явно предназначена не для занятий живописью, а для парадного портрета, что говорит об особом значении этой картины для её автора. Рентгеновский анализ показал, что изначально на мольберте был закреплён холст с автопортретом, но впоследствии Лейстер отказалась от сложной схемы «автопортрета в автопортрете» и представила себя за работой над фигурой скрипача, схожего с персонажем её картины «Весёлое общество» («Весёлое трио», 1629, частное собрание). Цель Лейстер – не только продемонстрировать профессиональное мастерство, но и показать свою главную специализацию – изображение фигур «весёлого общества». Благодаря виртуозности исполнения и неоспоримым художественным достоинствам, а также тому, что это редкий пример женского автопортрета 17 в., произведение стало одним из самых прославленных в наследии Лейстер.
Художница часто писала персонажей «весёлого общества» (музицирующих, занятых азартными играми или пьющих вино) – сюжет, распространённый в голландской жанровой живописи 17 в. Так, в «Весёлом обществе» (1630, Лувр) показана любовная пара, наслаждающаяся вином и музыкой. В чертах дамы и кавалера можно узнать саму художницу и, возможно, её будущего супруга – Я. М. Моленара. Сходство с портретными чертами самой Лейстер обнаруживается и в других работах: в «Концерте» (около 1633, Национальный музей женщин в искусстве, Вашингтон) поющая женщина с нотной тетрадью на коленях может быть самой художницей, а в скрипаче вновь угадывается облик её мужа. Ракурс, в котором изображена лютня, демонстрирует глубину композиции, а разнонаправленные взгляды музицирующих добавляют живости сцене, заставляя зрителя рассматривать её с разных точек. Художница отдавала предпочтение диагональным композиционным построениям и сложным ракурсам, что создавало ощущение движения в спокойных по сюжету картинах («Игра в триктрак», около 1631, Музей искусств, Вустер, штат Массачусетс).
Исследователи, исходя из анализа костюмов персонажей, предполагают, что на картине «Весёлое общество» («Весёлое трио»; около 1629, частное собрание) изображены масленичные гулянья на Жирный вторник (нидерл. Vastenavond) (П. Саттон и др.) или же персонажи комедии дель арте (версия Ф. Ф. Хофрихтер). Скрипач именно с этой картины фигурирует на вашингтонском автопортрете Лейстер как образец специализации художницы («Весёлое трио», по-видимому, имело большой успех во времена Лейстер, т. к. было создано множество копий).
Скорее всего, эта картина была частью диптиха: идентичная по размерам и схожая по стилю «Последняя капля» («Весёлый кавалер»; около 1629, Музей искусства, Филадельфия) показывает этих же персонажей по окончании веселья (выпивоха держит кружку перевёрнутой). Однако настроение этой ночной сцены совсем иное: драматическое ночное освещение, а главное, гигантская фигура скелета-Cмерти со свечой, вырастающая за спиной персонажей и указывающая на песочные часы, делают очевидным поучительный подтекст memento mori (лат. – помни о смерти), предостерегающий гуляк.
Более поздние жанровые сцены – как правило, небольшие по формату и отражающие влияние брата Ф. Халса – Дирка Халса, например «Кавалер, предлагающий девушке деньги» («Предложение»; 1631, Маурицхёйс). Скромно одетая женщина в тёмной комнате, тускло освещённой настольной лампой, погружена в своё шитьё и не обращает внимания на кавалера, наклонившегося к ней с пригоршней монет. Этот сюжет, характерный для голландского искусства, часто подразумевает интимный контекст, однако наряд дамы, как правило, бывает более откровенен, а реакция – игрива (нередко это сцены в публичных домах или тавернах). Здесь же девушка в скромной белой одежде старательно игнорирует предложение, сосредоточившись на работе: возможно, речь идёт о моральной дилемме, выборе между пороком и добродетелью. Другой вариант трактовки сюжета (У. Франиц) – официальное предложение замужества, часто сопровождавшееся подарком (в том числе деньгами), который представитель жениха передавал невесте. В любом случае образ женщины, погружённой в домашнее занятие, сосредоточенной и замкнутой в себе, может считаться предтечей многих женских образов Г. Терборха, а позднее и Я. Вермеера.
Поучительный характер носит сюжет картины «Мальчик и девочка с котом и угрём» (около 1635, Национальная галерея, Лондон). Возможно, здесь зашифрована нидерландская пословица «Кто играет с котом – получает царапины» (девочка тянет кота за хвост). Бросается в глаза контраст тёмной строгой одежды и лаконичного фона с живыми и яркими лицами детей. Примечательно, что традиционно эти живость и проказы были характерны для изображения детей бедноты, в то время как для зажиточных семей (судя по одежде героев Лейстер) скорее предусматривались застылые благопристойные позы «маленьких взрослых». Лабораторные исследования показали, что художница не опиралась на подготовительные рисунки, а неоднократно исправляла композицию прямо на холсте (выше такой подход описан на примере «Автопортрета»); здесь фигура кота была переписана четыре раза в поисках наиболее выигрышного композиционного положения.
Помимо «весёлых обществ», Лейстер писала портреты («Портрет неизвестной», 1635, Музей Ф. Халса, Харлем), натюрморты («Натюрморт с корзиной фруктов», около 1635–1640, Коллекция Кремер, Амстердам), выполняла ботанические иллюстрации («Тюльпан», 1643, акварельный лист из ботанического каталога, Музей Ф. Халса).
Поздний «Автопортрет» (частная коллекция; продан на аукционе «Кристис» в декабре 2016) написан почти на 20 лет позднее картины того же жанра из вашингтонской Национальной галереи искусства. Наряд художницы здесь скромен и выдержан в тёмных тонах, однако высокого качества и стоимости – как и подобает одеянию достойной замужней женщины. Выбор чёрного не случаен: в 17 в. умение достоверно передать этот сложный цвет служило доказательством мастерства живописца. Овальный портрет художницы фигурирует среди других семейных портретов, находившихся в передних комнатах её дома, в посмертной описи имущества Я. М. Моленара (1668). В отличие от раннего автопортрета этот образ не парадный, а более интимный: по-видимому, он предназначался именно для дома, а не для публичного показа.
Судьба наследия
После смерти Ю. Лейстер её имя было забыто; хотя многие её картины оставались известны, их приписывали мастерам-мужчинам, чаще всего Ф. Халсу. Так, шведская королевская семья владела картиной «Мальчик-флейтист» на протяжении 150 лет, и всё это время, несмотря на заметную подпись Лейстер (монограмму со звездой), считалось, что это работа Ф. Халса либо Я. де Брая или же неизвестного художника.
Британский арт-дилер Т. Лори заплатил в 1892 г. 4,5 тыс. фунтов за картину «Весёлое общество» (1630, ныне в Лувре), приписываемую Халсу; позднее, увидев монограмму Лейстер под поддельной подписью Халса, он подал в суд на продавца. В ходе нашумевшего процесса картину признали не принадлежащей кисти Халса, и Лори получил частичную компенсацию. На следующий год авторитетный исследователь нидерландского искусства К. Хофстеде де Грот опубликовал труд, посвящённый Лейстер, впервые атрибутировав её кисти семь картин. До сих пор ведутся споры об авторстве некоторых приписываемых ей работ. Например, эскизный «Портрет кавалера в рост» (около 1630, Королевская коллекция, Великобритания) часть учёных (П. Бисбур, Дж. Э. Велу) относят к наследию Ф. Халса или его мастерской, а другие (С. Слайв, Ф. Ф. Хофрихтер, К. Гримм) – к наследию Лейстер.
В 2009 г., в честь 400-летия со дня рождения художницы, монографическая выставка Ю. Лейстер была показана в вашингтонской Национальной галерее искусства и в Музее Ф. Халса в Харлеме.
В 2018 г. вышел исторический роман «Свой свет» («A light of her own») писательницы К. Каллаган, посвящённый жизни Лейстер. В честь художницы назван один из сортов тюльпана, улица в Харлеме, а также нидерландское общество поддержки женщин-художниц.