Латеранские соборы
Латера́нские собо́ры (1123, 1139, 1179, 1215, 1512–1517), соборы Римско-католической церкви (в католической традиции с 16 в. считаются соответственно IX, X, XI, XII и XVIII Вселенскими соборами). Название связано с тем, что заседания Латеранских соборов проходили в Латеранском дворце в Риме. Кроме того, в Латеране неоднократно проводились поместные соборы Римской церкви (например, собор 649, осудивший ересь монофелитства). Протоколы 1–4-го Латеранских соборов не сохранились; известны лишь соборные каноны и декреты, а также тексты выступлений некоторых участников (главным образом пап Римских) на заседаниях этих соборов.
Первый Латеранский собор [18 марта – 27 марта (или 6 апреля) 1123] созван папой Римским Каликстом II для утверждения Вормсского конкордата (1122) и нормализации церковной жизни после схизмы антипапы Григория VIII. В работе собора участвовали около 300 епископов и около 600 аббатов. Одобрив конкордат, собор положил конец борьбе за инвеституру. Собор издал 22 канона, регламентировавших главным образом статус клириков и епископов и правовую охрану церковного имущества, а также подтверждавших осуждение симонии и закреплявших обязательность традиционного для Западной церкви запрета клирикам состоять в браке (целибат). Совершённые Григорием VIII рукоположения были объявлены недействительными. Для подготовки нового крестового похода в Святую землю 1-й Латеранский собор обещал отпущение грехов и церковное покровительство всем крестоносцам и членам их семей.
Второй Латеранский собор [2 (или 3) апреля – между 8 и 17 апреля 1139] созван папой Иннокентием II для преодоления последствий схизмы, возникшей после смерти папы Гонория II (1130), когда на папский престол стали претендовать 2 кандидата. В соборе приняли участие около 1 тыс. человек, в том числе латинский патриарх Антиохийский. Было издано 30 канонов, регулирующих совершение таинств, статус клириков и монахов и др. В частности, каноны 2-го Латеранского собора подтвердили осуждение симонии и требование целибата, осудили ростовщичество и взимание платы за таинства конфирмации и елеосвящения. Собор признал недействительными рукоположения, совершённые антипапой Анаклетом II, и отлучил от Церкви за его поддержку короля Сицилии Рожера II. Собор также осудил ересь французского священника Петра де Брюи и его последователя – Генриха Лозаннского, отрицавших необходимость Церкви и таинств для спасения. Рассмотрев обвинение в ереси, предъявленное Арнольду Брешианскому, 2-й Латеранский собор лишил его сана и изгнал из Италии, хотя и не признал еретиком.
Избрание в 1159 г. папы Римского Александра III вызвало очередную схизму в Римско-католической церкви, во время которой император Фридрих I Барбаросса последовательно поддерживал троих антипап – Виктора IV (1159–1164), Пасхалия III (1164–1168) и Каликста III (1168–1178). После того как император и Александр III заключили соглашение (1177), для окончательной ликвидации схизмы был созван Третий Латеранский собор [5–19 (или 22) марта 1179]. Его участниками были около 300 епископов, большое число аббатов, а также представители светских правителей. Собор принял 27 канонов. Важнейшим из них был 1-й канон, установивший, что избрание папы должно совершаться квалифицированным большинством в ⅔ голосов членов конклава. Другие каноны были посвящены в основном административно-правовым вопросам. Собор предал анафеме ересь катаров.
Четвёртый Латеранский собор («Великий», 11–30 ноября 1215) считается важнейшим из соборов Римско-католической церкви, предшествовавших Тридентскому собору. О созыве 4-го Латеранского собора папа Иннокентий III объявил 19 апреля 1213 г. На соборе присутствовали более 400 епископов и свыше 800 аббатов. Среди участников – латинские патриархи Константинопольский и Иерусалимский, представители Священной Римской империи, представители императора Латинской империи, европейских королей и др. Главными проблемами, обсуждавшимися на 4-м Латеранском соборе, стали положение крестоносных государств на Ближнем Востоке и борьба с ересями. Было решено организовать очередной крестовый поход, для подготовки которого христианским государствам предписывалось всеобщее четырёхлетнее перемирие. Чтобы обеспечить крестоносцам поддержку со стороны греков, Иннокентий III пытался заключить унию с православными Церквами. Православные епископы были приглашены на 4-й Латеранский собор, однако в ходе предварительных переговоров не смогли достичь согласия с католической стороной по богословским вопросам и поэтому не явились на собор. Осудив ереси альбигойцев и вальденсов, собор призвал к их насильственному искоренению. В награду за борьбу с альбигойцами собор отдал во владение Симону де Монфору завоёванные им земли в Тулузе. 4-й Латеранский собор издал 70 канонов, посвящённых статусу епископов, клириков и монахов, совершению таинств, имущественным правоотношениям в Церкви, ответственности за церковные правонарушения, порядку церковного судопроизводства и др. В частности, в изложении догматического учения впервые был употреблён термин «пресуществление» применительно к Святым Дарам; осуждены взгляды Иоахима Флорского на соотношение Лиц Троицы; светским властям предписано преследовать еретиков и установлено проведение особого расследования по делам подозреваемых в ереси, что впоследствии повлияло на создание инквизиции; признаны обряды и обычаи Восточных православных церквей, но греческое православное духовенство осуждено за перекрещивание католиков и повторное освящение престолов в храмах, где совершалось католическое богослужение; впервые со времени разделения церквей заявлено о высшей власти (юрисдикции) папы Римского над восточными патриархами. Каноны собора обязывали всех совершеннолетних христиан исповедоваться и причащаться не реже одного раза в год, а также ограничивали в правах евреев и мусульман, в частности предписывали им носить особую одежду, отличающую их от христиан, и запрещали им занимать публичные должности. 4-й Латеранский собор принял ряд политических решений – например, признал Фридриха II Штауфена императором Священной Римской империи.
Пятый Латеранский собор (3 мая 1512 – 16 марта 1517) созван в период активного развития в Римско-католической церкви соборного движения (концилиаризма). Папы Римские длительное время не решались созвать для обсуждения церковных реформ Вселенский собор, опасаясь, что он выступит в поддержку концилиаризма, оспорив главенство пап. В 1511 г. по инициативе короля Франции Людовика XII и ряда кардиналов открылся собор в Пизе, который попытался низложить папу Юлия II. В противовес Пизанскому собору 18 июля 1511 г. папа издал буллу о созыве 5-го Латеранского собора. Вселенский характер собора неоднократно оспаривался, но ныне официально признаётся Римско-католической церковью. В 1-м заседании собора участвовали около 100 епископов, в дальнейшем их число возросло примерно до 150; среди них были латинские патриархи Александрийский и Антиохийский. После смерти Юлия II (21 февраля 1513) заседания собора продолжились под председательством его преемника – папы Льва X. Разделение на «нации», введённое на Констанцском соборе и Базельском соборе, отсутствовало. Постановления 5-го Латеранского собора изданы в форме папских булл, подписанных участниками собора (а не канонов или декретов, как это делалось обычно). Собор признал недействительными постановления Пизанского собора, отменил Прагматическую санкцию 1438 г. и одобрил Болонский конкордат 1516 г. с Францией. Одна из булл 5-го Латеранского собора предусматривала, что выборы папы, в ходе которых имела место симония, будут считаться недействительными. Собор утвердил догматическое учение о бессмертии человеческой души, осудив взгляды П. Помпонацци. Установил обязательную цензуру издаваемых книг. На заключительном заседании было решено предпринять крестовый поход против Османской империи.
Законодательство Латеранских соборов сыграло значительную роль в становлении системы канонического права Римско-католической церкви. 1–4-й Латеранские соборы содействовали укреплению папской власти, развитию церковных структур на основе предшествовавшей им григорианской реформы. 5-й Латеранский собор, проходивший в обстановке глубокого религиозного кризиса, не смог предложить программы церковных преобразований, практически сразу после его завершения в Западной Европе началась Реформация.