Купер Адам
Ку́пер А́дам, Адам Джонатан Купер (Adam Jonathan Kuper) (род. 29.12.1941, Йоханнесбург), британский социальный антрополог, специалист по истории и теории антропологии. Начал изучение антропологии и истории в Витватерсрандском университете, однако в 1962 г. покинул ЮАР из-за усиления режима апартеида. Продолжил обучение в Кембридже у М. Фортеса и Дж. Гуди. На выбор Купером профессии антрополога оказала влияние его тётя, антрополог Х. Купер, которая впервые приобщила его к полевым исследованиям среди свази, когда ему было 18 лет.
В 1963–1965 гг. А. Купер проводил полевые исследования среди тсвана пустыни Калахари в британском протекторате Бечуаналенд (Ботсвана), что позволило ему защитить (1966) диссертацию (Ph. D.) по антропологии в Кембриджском университете. После обретения страной независимости он ещё раз посетил (1966–1967) этот народ, чтобы оценить перемены в функционировании деревенских вече (lekgota) – основного предмета его ранних исследований. Собранные данные нашли отражение в книге «Политика в калахарской деревне» (1970). Близкой теме был посвящён сборник «Советы в действии» (1971), редактором которого он выступил совместно с антропологом старшего поколения О. Ричардс.
Некоторые ранние статьи А. Купера, вошедшие позже в сборник «Южная Африка и антрополог» (1987), испытали влияние структурализма К. Леви-Стросса. При этом Купер отстаивал методологический принцип тщательного изучения контекста и отбора сопоставительного материала по узкорегиональному принципу, следуя в этом более З. Наделю, Э. Эвансу-Причарду и И. Шапера, а не К. Леви-Строссу, ряд положений теории которого он подверг обоснованной критике (2005). Завершением исследований этого направления стала для Купера монография «Жёны в обмен на скот» (1982), в которой он предложил структурно-сравнительную модель, оказавшую влияние не столько на антропологов, сколько на археологов-африканистов, которые стали использовать её для сопоставительного анализа.
Первый этап научной карьеры А. Купера был связан с тремя университетами: Восточноафриканским (колледж Макерере в Уганде, 1967–1970), Лондонским (1970–1976) и Лейденским (1976–1985, профессор), но он также преподавал в качестве приглашённого профессора в других университетах Европы и США. В 1972–1973 гг. работал в Национальном плановом агентстве при кабинете премьер-министра Ямайки, фактически исполняя должность государственного антрополога. Это позволило ему собрать полевой материал, который лёг в основу книги «Перемены на Ямайке» (1976). Сосредоточенная на изучении как общих социально-демографических проблем острова, так и жизни в городских трущобах работа затрагивала тему их преломления в идеологии растафарианства.
Вкладом в изучение истории и теории антропологической мысли стала монография А. Купера «Антропологи и антропология. Британская школа: 1922–1972» (1973), в которой он раскрыл связь развития науки с политическим контекстом. Позже он развил эту тему на примере ЮАР в ряде статей, вошедших затем в сборник «Среди антропологов. История и контекст в антропологии» (1999). В том же русле под его редакцией был издан ряд других сборников и «Энциклопедия социальных наук» (1985), соредактором которой выступила его жена и антрополог Джессика Купер (1944–2013).
Шедевром разработки направления интеллектуальной истории стала монография Купера «Изобретение примитивного общества», впервые увидевшая свет в 1988 г., но существенно переработанная ко 2-му изданию, вышедшему с несколько изменённым заглавием (2005). В ней учёный продемонстрировал сомнительность ключевых научных концепций антропологии (тотемизм, линидж и др.) и неадекватность проекции современных данных на доисторический период – методологический приём, сохраняющийся в неоэволюционистской историографии. Исследователь предостерегал: «Не входя в частности, история теоретизирования о первобытном обществе – это история иллюзии. Это наш флогистон, это наш эфир. Живучесть этой модели совершенно непонятна, так как этнографические свидетельства и логика самой эволюционной теории прямо противоречат её базовым установкам» (Kuper. 2005. P. 10).
Второй этап научной карьеры А. Купера начался в 1985 г., когда он получил приглашение стать главным редактором журнала «Современная антропология» (Нью-Йорк, до 1993) и деканом факультета гуманитарных наук (позже – антропологии) в Брунельском университете (Лондон, до 2008). Сыграл ключевую роль в создании и стал первым президентом Европейской ассоциации социальных антропологов (1989). Опыт работы в междисциплинарном журнале подтолкнул учёного к написанию монографии «Избранный примат: природа человека и культурное многообразие» (1994), а годичная стажировка в США позволила выпустить книгу «Культура: подход антропологов» (1999). Комментируя эти работы, Купер отмечал, что сегодня «обсуждение эволюции человека в Европе всецело контролируется биологами и археологами» при «полном игнорировании всей аргументации антропологов и социологов», а в США «биологический детерминизм» постепенно вытесняет другие точки зрения (Robert. 2001. Р. 209).
Последняя монография Купера «Инцест и влияние: личная жизнь в буржуазной Англии» (2009) могла бы вызвать подозрение в ангажированности, если бы не была написана вполне традиционно для изучения семьи в исторической антропологии – избегая эпатажа и опираясь на широкий круг исторических источников. Обращение к этой теме отчасти было вызвано историей рода Купер и других иммигрантов-евреев в ЮАР, среди которых были распространены близкородственные браки.
Оставив интенсивное преподавание в 2008 г. по возрасту, Купер читал курсы в качестве приглашённого профессора в Бостонском университете (2011–2014) и Лондонской школе экономики и политических наук (с 2013).