Надель Зигфрид
На́дель Зи́гфрид, Зигфрид Фредерик (Фред) Надель [Siegfried Frederick (Fred) Nadel] (24.4.1903, Лемберг, Австро-Венгрия, ныне Львов, Украина – 14.1.1956, Канберра), австрийский и британский социальный антрополог, африканист, музыковед.
В возрасте 9 лет вместе с отцом-юристом, матерью и сестрой переехал в Вену. В 1923 г. окончил Венскую музыкальную академию по классу композиции и дирижирования. В течение пяти лет работал помощником дирижёра в Дюссельдорфском оперном театре, дирижёром в Венской консерватории. В Венском университете изучал психологию под руководством психолога-экспериментатора К. Бюлера и философию у профессора М. Шлика. Там же защитил диссертацию (Ph. D.) на тему «К психологии музыкального опыта» (1925). Сформировавшись как профессиональный музыковед, опубликовал несколько книг по истории и теории музыки, уделяя внимание изучению традиционной музыки различных народов, что вылилось в 1926–1927 гг. в серию передач на Radio Vienna. В начале 1930-х гг. участвовал в проекте обработки записей традиционной музыки в Берлинском архиве фонограмм и изучал язык хауса в Берлинском университете под руководством Д. Вестермана.
В 1932 г. З. Надель покинул континентальную Европу из-за нарастающего антисемитизма, хотя ранее его семья формально приняла католицизм. При поддержке Вестермана получил от Фонда Рокфеллера грант на обучение в Лондонской школе экономики и политических наук (ЛШЭ), где изучал социальную антропологию под руководством Ч. Зелигмана и Б. Малиновского. Стал штатным сотрудником Международного института африканских языков и культур (МИАЯК). Научная деятельность Наделя пришлась на период становления и консолидации социальной антропологии. В Великобритании эти процессы проходили в эпоху, когда на политической карте мира уже существовало много колоний, которые можно было рассматривать как проекты, основанные на идее социального переустройства (социальной инженерии) мира с опорой на научные теории. Наиболее значимыми среди них были крупные британские колонии в Африке (современные Кения, Нигерия), чем и объясняется то, что научная судьба Наделя и многих его коллег оказалась связана с этим регионом. Учёные также внесли определённый вклад в становление системы косвенного управления.
В 1933 г. З. Надель получил очередной грант от МИАЯК на проведение полевого исследования в Нигерии, куда он отправился вместе с женой и где два года изучал политические структуры, обычаи и религию нупе. Широкое музыкальное образование позволило ему в полевых условиях и в кратчайшие сроки (за шесть месяцев) освоить тональный язык нупе. Вернувшись в 1935 г. в Лондон, он защитил в ЛШЭ диссертацию (Ph. D.) по антропологии на тему «Политические и религиозные структуры общества нупе (Северная Нигерия)». В 1935–1936 гг. провёл ещё одно исследование у нупе. Собранный материал позволил опубликовать две фундаментальные монографии: «Чёрная Византия» (1942) и «Религия нупе» (1954), последняя из которых стала результатом не только полевых, но и многолетних теоретических изысканий.
С 1935 г. З. Надель поддерживал тесные связи с кембриджскими психологами (особенно с Ф. Ч. Бартлеттом), в 1937–1939 гг. результатом стала публикация ряда статей, в которых он обсуждал проблемы применения экспериментального метода в кросс-культурных исследованиях (этнопсихологии) и антропологии. Это сотрудничество не было эпизодическим – только выход в междисциплинарное поле (а Надель был подготовлен к нему всей широтой своих знаний) позволяет более рефлексивно взглянуть на теории и методы, используемые в отдельной гуманитарной дисциплине. Двигаясь этим путём, он пытался углубить антропологический подход с помощью теории психоанализа, что отразилось в монографии «Религия нупе». Однако результат оказался далёк от желаемого: учёный был вынужден переосмыслить многие психоаналитические термины, придавая им уточнённые значения, что мешало восприятию антропологических данных.
Следуя идеям социального переустройства Б. Малиновского и А. Р. Рэдклиффа-Брауна, З. Надель прошёл в Оксфордском университете подготовку на колониального администратора и в 1938 г. занял должность «правительственного антрополога» в администрации Англо-Египетского Судана. В этой должности он изучал нубийцев Кордофана, что, по мнению администрации англо-египетского кондоминиума, должно было обеспечить понимание того, как лучше сохранить контроль над этими воинственными и свободолюбивыми людьми. Хорошо осознавая своё двойственное положение, Надель нашёл компромисс: он убедил колониальную администрацию отменить коллективные наказания, т. к. они, согласно добытым им данным, не соответствовали обычному праву нубийцев. Результатом исследований этого периода стала монография «Нубийцы» (1947). Оставаясь в Африке, Надель добровольно вступил в августе 1941 г. в ряды британской армии. В течение года он служил на пограничных заставах на эфиопско-эритрейской границе, а затем в звании майора был принят в Британскую военную администрацию Эритреи, где постепенно достиг высокого положения «секретаря по туземным делам». Закончил свою службу в 1946 г. в Триполитании в звание подполковника. В этот период учёный не прекращал исследований, сосредоточившись в основном на этнографии Эритреи, о чём свидетельствуют его небольшие публикации военного времени.
Вернувшись в Великобританию в 1946 г., З. Надель в течение года читал лекции в ЛШЭ, а затем руководил кафедрой антропологии Королевского колледжа при Даремском университете. В 1950 г. был приглашён возглавить создававшуюся кафедру антропологии и социологии в Австралийском национальном университете. Это предложение стало признанием научного опыта Наделя, т. к. в дальнейшем он заложил теоретические и методологические основы новой кафедры в Канберре. В 1950-е гг. Надель отдал массу сил на организацию работы новой кафедры, подготовил к публикации такие программные теоретические труды, как «Основы социальной антропологии» и «Теория социальной структуры», выступал с лекциями и докладами по антропологии в Великобритании (Кембридж, Оксфорд, Манчестер, ЛШЭ) и по всему миру (США, Индия, Европа). Такой темп работы быстро подорвал силы учёного: он скончался в Канберре в январе 1956 г. в возрасте неполных 53 лет.
Ещё при жизни Наделю пришлось столкнуться с суровой критикой многих аспектов деятельности британских антропологов со стороны изучаемых обществ: «Формирующаяся африканская интеллигенция, новые политические силы, а кое-где и народные массы колоний всё больше осознавали смысл политического трюка с косвенным управлением, в котором принимали участие и антропологи» (Никишенков. 2008. С. 370). Схожую критику стали высказывать образованные представители и других народов, находившихся под британским колониальным управлением. Однако социальный заказ и претензии на научное обоснование социального конструирования блокировали в сознании большинства антропологов важные недостатки дисциплины. Ожидания адептов социальной антропологии в сфере социального переустройства были явно завышены, что вытекает из истории британского колониализма. Они поддались иллюзиям собственных теоретических построений, основанных на вере в методологию позитивизма и отвлечённые гуманистические принципы. Несмотря на всю широту ума, Надель не стал исключением из этого правила, хотя первые попытки пересмотра методологических и гносеологических оснований социальной антропологии появились уже при его жизни, например в трудах Э. Э. Эванса-Причарда.