Гуди Джек
Гу́ди Джек (Джек Джон Ренкин Гуди, сэр; Sir Jack John Rankine Goody) (27.7.1919, Сент-Олбанс – 16.7.2015, Кембридж), антрополог, член Британской академии (1976). С 1938 г. учился на факультете английской литературы в Сент-Джонс-колледже Кембриджского университета и в Баллиол-колледже в Оксфорде. Во время Второй мировой войны (с 1939) воевал в Северной Африке, в 1940–1943 гг. находился в плену в лагерях для военнопленных на Ближнем Востоке и в Италии. В 1946–1950 гг. продолжил учёбу в Кембридже на факультете археологии и антропологии. Ученик М. Фортеса. В 1954–1963 и 1973–1984 гг. преподавал социальную антропологию в Сент-Джонс-колледже, с 1960 г. его научный сотрудник. В 1964–1972 гг. профессор Университета Ганы (г. Легон), директор Центра африканских исследований (1966–1973). С 1985 г. почётный профессор социальной антропологии. В 2005 г. удостоился рыцарского звания за заслуги в области антропологии. В 1950–1952, 1956–1957 и 1964–1966 гг. проводил полевые исследования в Гане.
Автор трудов о социальной, политической организации, верованиях и культуре народов Ганы, включая классическую монографию о дагари (дагаба, лодагаба), о федерации Нгбанья; теоретических работ, в том числе по проблемам традиционной семейно-родственной (однолинейный и двойной счёт родства, организация домохозяйства, семейная экономика) и социально-политической организации (становление традиционной монархии, способы передачи верховной власти, проблема феодализма вне средневековой Европы), сравнительных исследований систем питания, отношений родства и брака в Европе. Хотя Гуди учился у представителей структурализма и функционализма и многие годы с ними сотрудничал, его работы выдержаны преимущественно в историко-эволюционистском ключе.
Наибольшую известность получили труды Гуди о роли письменности и других способах коммуникации в социокультурной истории обществ: он понимает способы коммуникации как механизм производства и воспроизводства идей, прослеживает воздействие графических форм отражения речи на формирование сознания и развитие когнитивных процессов. Письменность и порождаемые ею способы организации данных (списки, таблицы и т. д.) рассматриваются им в связи с процессом возникновения логики, приводящим к многообразным изменениям в обществе, от образа жизни до социальной и политической организации. В 1990-х гг. Гуди изучал также неязыковые средства коммуникации, в частности символические аспекты повседневного межличностного общения. В работах конца 20 – начала 21 вв., посвящённых антропологическому анализу культур Запада и Востока и истории их взаимодействия, Гуди настаивает на неверности представлений об исключительном динамизме западной цивилизации и «застойном» характере культур Востока.