«Таджикфильм»
«Таджикфи́льм» (Тоҷикфилм), государственная киностудия в Таджикистане.
Основана в 1930 г. как трест «Таджиккино». С 1938 г. Сталинабадская студия художественных фильмов (в 1941–1943 была объединена с киностудией «Союздетфильм»), с 1957 г. «Таджикфильм». Директор – М. Шохиён (с 2020).
Студия находится в Душанбе (улица Бехзод, 25), располагает площадкой для натурных съёмок в кишлаке Симиганч Вахдатского района.
Во времена СССР была единственной киностудией в Таджикской ССР. Выпускала игровые, документальные и анимационные фильмы, киножурналы. С начала 1990-х гг. является кинопроизводственной базой, предоставляющей площади, съёмочное, световое и звуковое оборудование в аренду кинокомпаниям Таджикистана и других стран.
В задачи учреждённого в 1930 г. Правительством Таджикской ССР треста «Таджиккино», помимо кинофикации республики и подготовки новых киноработников, входило производство хроникальных сюжетов и фильмов. В течение нескольких лет их авторами главным образом были операторы В. В. Кузин, А. М. Шевич, Н. В. Гезулин. Лучшие сюжеты, снятые хроникёрами «Таджиккино», включались в киножурналы центральной советской студии кинохроники «Союзкинохроника». Среди фильмов 1930-х гг.: «На пути коллективизации» Гезулина (1930), «В Таджикистан пришли первые трактора» Кузина и Шевича (1930), «Вахшстрой» Л. В. Райгородского (1931), «От хлопка до ткани» и «От омача к плугу» В. П. Хабура и Н. В. Рожкова (оба – 1931), «Краснопалочники» Кузина (1931).
Параллельно развивалось производство игрового кино. В 1931 г. на студию пришёл выпускник Государственного института кинематографии (ВГИК) К. Я. Ярматов. Сняв несколько агитационных короткометражных лент, в 1934 г. он поставил свой первый полнометражный игровой фильм – «Эмигрант», в котором исполнил главную роль. В 1939 г. Ярматов выпустил первую в Таджикской ССР звуковую картину – шпионский детектив «Друзья встречаются вновь» (песни для фильма написали композитор Р. М. Глиэр и поэт В. И. Лебедев-Кумач, художник-постановщик П. С. Галаджев).
Среди фильмов: игровые – «Когда умирают эмиры» Л. А. Печориной (1932), «Живой бог» М. Е. Вернера и Д. И. Васильева (1935), «Сад» Н. В. Досталя (1939); документальные – «Солнечный Таджикистан» и «Лагерь счастливых» Досталя (оба – 1937), «Крыша мира» Е. И. Свиловой (1939).
Одна из драматических страниц советского кинематографа 1930-х гг. – история уничтожения фильма Л. В. Кулешова «Дохунда», созданного совместно киностудией «Межрабпомфильм» и трестом «Таджиккино» в 1936 г. Картина по сценарию О. М. Брика (основан на одноимённом романе Айни) рассказывала о батраке по прозвищу Дохунда (Нищий), поддержавшем молодую советскую власть в Таджикистане. По странной случайности, которую некоторые историки кино считают преднамеренной провокацией, фильм впервые показали таджикской публике в рабочем варианте – с повторяющимися дублями и на русском языке. Закономерное недовольство зрителей использовали как повод закрыть картину и уничтожить материал. В 1956 г. ученик Кулешова и С. М. Эйзенштейна, режиссёр Б. А. Кимягаров, желая восстановить историческую справедливость, снял на Сталинабадской студии художественных фильмов новую картину «Дохунда». В 2006 г. российский историк кино и режиссёр восстановления фильмов Н. А. Изволов сделал на основе сохранившихся фотоматериалов со съёмок «Дохунды» Кулешова «фото-фильм», позволяющий получить представление об оригинале 1936 г.
В годы Великой Отечественной войны на киностудии выпущены фильмы: «Клятва Тимура» (1942) и «Мы с Урала» (1943) Л. В. Кулешова и А. С. Хохловой, «Таджикский киноконцерт» (1943) К. Б. Минца, «Сын Таджикистана» В. М. Пронина (1942), «Лермонтов» А. А. Гендельштейна (1943), «Швейк готовится к бою» (1942) и «Новые похождения Швейка» (1943) С. И. Юткевича, «Принц и нищий» Э. П. Гарина и Х. А. Локшиной (1942) и др. В этот период творческие работники и специалисты разных цехов таджикской студии получили возможность перенять опыт известных мастеров отечественного кино, в 1941–1943 гг. эвакуированных из Москвы и Ленинграда (ныне Санкт-Петербург). Тем не менее вплоть до середины 1950-х гг. студия не выпускала игровых фильмов. В этот период здесь выходили документальные ленты, осуществлялось дублирование картин из других республик. Был сформирован цех дубляжа во главе с К. Олими, приглашавший таджикских писателей и актёров местных театров, что способствовало возобновлению съёмок таджикских игровых фильмов.
Производство документальных картин после Великой Отечественной войны продолжалось – в этом жанре начинал работать будущий классик таджикского кино режиссёр Б. А. Кимягаров. Окончив в 1944 г. ВГИК (мастерская Эйзенштейна), он работал в Сталинабаде (ныне Душанбе). В 1946 г. снятый им в содружестве с режиссёром Л. И. Степановой фильм «Таджикистан» отмечен бронзовой медалью и почётной грамотой Венецианского кинофестиваля. В этот период Кимягаров также снял документальные фильмы «В горах Памира» (1947), «Долина миллионеров» (1948), «Великая сила» (1949), «Садриддин Айни» (1949), «Земля молодости» (1950), «Советский Таджикистан» (1951), «Долина реки Вахш» (1954) и др.
Первой за многие годы игровой лентой стала новая картина «Дохунда» Кимягарова (1956), в которой впервые в крупной роли выступил актёр (в будущем и кинорежиссёр) Т. М. Сабиров. В 1957 г. вышел первый цветной фильм – лирическая комедия «Я встретил девушку» (режиссёр Р. Я. Перельштейн). Песня, прозвучавшая в этом фильме (музыка А. А. Бабаева, слова М. Турсун-заде), приобрела огромную популярность в СССР на долгие годы. Большим успехом у зрителей пользовался второй фильм Перельштейна, снятый в Сталинабаде, – детектив «Человек меняет кожу» (1959) про хитросплетения в отношениях среди участников строительства Вахшского канала. Наряду с таджикскими актёрами в фильме снялись С. Д. Столяров, В. Н. Емельянов, И. В. Извицкая, Н. К. Мышкова. Сабиров дебютировал в режиссуре яркой музыкальной комедией «Сыну пора жениться» (1959). Кимягаров снял киноповесть о перевоспитании амбициозной девушки-врача «Высокая должность» (1958) и биографическую ленту о жизни знаменитого персидского поэта Рудаки «Судьба поэта» (1959, главный приз «Золотой Орёл» на Международном фестивале кино стран Азии и Африки в Каире, 1960). А. И. Бек-Назаров снял в Таджикистане одну из лучших своих картин – комедийную притчу «Насреддин в Ходженте, или Очарованный принц» (совместно с Э. А. Карамяном, 1959).
В 1957 г. Сталинабадская студия художественных фильмов получила название «Таджикфильм». В 1960-х гг. киностудия существенно увеличила количество производимых фильмов, расширила жанровый диапазон, создала серьёзную материально-техническую базу, позволившую привлекать к работе востребованных в масштабе всего СССР сценаристов, композиторов, актёров. В Таджикистане, как и в некоторых других республиках, возникло явление, которое можно было бы назвать советской «новой волной». Выходили игровые фильмы о современности и историческом прошлом. Кинематографисты разрабатывали тему смены исторических эпох и социального строя на территории Таджикистана в 1920-е гг. Воплощением старой эмирской Бухары стал безжалостный ростовщик Кори Ишкамба – герой фильма «Смерть ростовщика» (режиссёр Т. М. Сабиров, 1966), поставленного по одноимённой повести Айни. Долго шёл к пониманию и приятию коллективистской модели мироустройства бедняк Хасан, герой фильма Б. А. Кимягарова «Хасан-арбакеш» (1965). Нищая сирота Ниссо в фильме М. С. Арипова «Ниссо» (1965) предназначена в наложницы жестокому богачу, но смелая девушка решилась на побег, нашла приют в доме председателя одного из первых таджикистанских колхозов, влюбилась в красноармейца, который устанавливал на её родине советскую власть. Режиссёр В. Я. Мотыль дебютировал в 1962 г. на «Таджикфильме» картиной «Дети Памира»: красноармеец Даврон пришёл в высокогорный кишлак с красным отрядом и остался учительствовать, потому что кроме него там никто не мог обучить детей грамоте. Среди значимых фильмов о проблемах современности: производственная драма о строителях Нурекской ГЭС «Одержимые» Сабирова (1962), картины об отношениях людей разных поколений «Тишины не будет» (1962) и «Как велит сердце» (1968) Кимягарова, «Перекличка» Д. Я. Храбровицкого (1965), «Джура Саркор» М. Н. Касымовой (1969); комедии «Любит – не любит?» (современная версия народной легенды о Тахире и Зухре режиссёра А. Хамраева, 1963), «12 могил Ходжи Насреддина» Минца (1966), в котором знаменитый герой фольклора оказывается в Таджикистане 1960-х гг.; музыкальный фильм-бурлеск «Белый рояль» М. Махмудова (1968). В нарождавшемся в эти годы жанре истерна сняты фильмы С. М. Хамидова («Встреча у старой мечети», 1969; «Тайна забытой переправы», 1973), Хамраева («Телохранитель», 1979), Сабирова («Встреча в ущелье смерти», 1980; «Мир вашему дому», 1981), Ю. Х. Юсупова («Заложник», 1983), М. Махмудова и А. Р. Рахимова («На перевале не стрелять», 1983).
Б. А. Кимягаров осуществил постановку трёх масштабных фильмов по поэме Фирдоуси «Шах-наме»: «Сказание о Рустаме» (1971), «Рустам и Сухроб» (1971), «Сказание о Сиявуше» (1976). Богатыря Рустама во всех картинах цикла сыграл актёр Б. З. Ватаев. Одним из художников-постановщиков выступил Ш. Ф. Абдусаламов, работавший с такими крупными режиссёрами, как Э. Г. Климов, А. А. Тарковский и др. Оператор фильмов цикла о Рустаме Д. Худоназаров впоследствии стал режиссёром и политическим деятелем. Эпическая кинотрилогия по поэме «Шах-наме» занимает в истории таджикского кино особое, почётное место, возродив интерес к богатому культурному наследию таджиков.
Ещё одна масштабная работа Кимягарова – многосерийный телефильм «Человек меняет кожу» (1978) по мотивам одноимённого романа Б. Ясенского, впервые экранизированного на «Таджикфильме» в 1959 г. режиссёром Р. Я. Перельштейном. В новой версии романа о схватке чекистов с иностранным агентом-вредителем снялись И. М. Костолевский, Б. А. Хмельницкий, Л. И. Удовиченко, И. В. Печерникова.
В 1970-х гг. на студии «Таджикфильм» дебютировали молодые режиссёры В. Б. Ахадов, А. Б. Тураев, Б. К. Садыков, М. Ш. Юсупова, начал режиссёрскую деятельность оператор Д. Худоназаров. Всесоюзную известность получила оригинальная лирико-психологическая мелодрама Ахадова «Кто поедет в Трускавец» по пьесе М. Ибрагимбекова с А. Л. Кайдановским и М. Б. Тереховой в главных ролях (1977). По-прежнему много снимали историко-приключенческих лент, в их числе: «Осада» Арипова (1977), «Кто был никем» (1974) и «Тот станет всем» (1975) Сабирова, «Юности первое утро» (1979) Худоназарова. Тема Великой Отечественной войны нашла отражение в фильмах «Легенда тюрьмы Павиак» (режиссёр С. М. Хамидов, 1970), «Краткие встречи на долгой войне» (режиссёр А. Р. Рахимов, 1975), «Женщина издалека» (режиссёр Сабиров, 1978). Благодаря музыке А. С. Зацепина приобрели популярность комедийные мюзиклы М. Махмудова «Отважный Ширак» (1976), «Повар и певица» (1978).
Молодые режиссёры пришли в 1970-х гг. в документальное кино Таджикистана. Фильм В. Г. Эрвайса «Кино» (1970) о сельском киномеханике отмечен призом «Золотой дракон» Международного фестиваля короткометражных фильмов в Кракове (1971). Много снимали в эти годы Б. К. Садыков и М. Ш. Юсупова, Г. Артыков. В конце 20 в. многие из них пришли в игровое кино, перенеся в него опыт работы в кинодокументалистике – бережное отношение к жизненному материалу, эстетику достоверности, интерес к оригинальной личности. Кино на стыке двух видов – игрового и документального – метод Садыкова, который он впервые применил в 1977 г., снимая короткометражный фильм «Адонис XIV». Притча о распределении сил и отношениях в стаде недвусмысленно проецировалась на реалии советского общества времён застоя, и потому картина смогла выйти на экраны только в годы перестройки; тогда же она была отмечена несколькими призами международных фестивалей, среди которых самые значительные – Почётный диплом на Международном кинофестивале Мангейм – Гейдельберг (1986) и приз ФИПРЕССИ на Московском международном кинофестивале (1987).
В 1970-х гг. началось производство телевизионных фильмов (полнометражных и многосерийных) по заказу Центрального телевидения СССР. Одними из первых в Советском Союзе специалисты киностудии «Таджикфильм» освоили технологию многоканальной записи звука – в это время душанбинская студия стала базовой площадкой для звукозаписи, которой пользовались советские среднеазиатские киностудии.
В начале 1980-х гг. «Таджикфильм» выпускал в год в среднем 3–4 полнометражных игровых фильма, столько же телевизионных игровых картин, 25 документальных фильмов, 12 сюжетов кинохроники, 6 номеров сатирического киножурнала «Калтак», 1–2 анимационных фильма; на таджикский язык дублировалось более 40 картин. Киностудия вступила в свой самый плодотворный период.
Успехом у зрителей пользовались притча Арипова о Ходже Насреддине «Гляди веселей» (1982), приключенческий фильм Махмудова «Капкан для шакалов» (1985), трилогия Сабирова «И ещё одна ночь Шахерезады…» (1984), «Новые сказки Шахерезады…» (1986), «Последняя ночь Шахерезады» (1987).
Свои самые известные фильмы создал режиссёр В. Б. Ахадов: лирико-ироническая комедия «Апрельские сны» (телевизионный, 1980), острая социальная драма об отношениях внутри современного восточного клана «Семейные тайны» (телевизионный, 1983), детектив «Дополнительный прибывает на второй путь» (1986, совместно с С. Б. Курбановым), драма о временах сталинизма «Руфь» (СССР–ФРГ, 1989; в главной роли А. Жирардо).
В 1982 г. Худоназаров снял фильм «В талом снеге звон ручья» о старом чабане Шоди, которого не отпускают воспоминания о войне и о погибших однополчанах. В дальнейшем режиссёр снимал документальные ленты об истории своего народа: «Нас водила молодость» (1983), «Лётчик» (1984), «Истоки» (1986), «Устод» (1988).
Конец 1980-х гг. ознаменовали творческие удачи: бытовая историческая драма «Боль любви» (1989, режиссёр А. Б. Тураев), социально-криминальный мюзикл «Кумир» (1988, режиссёр Ё. Аралев), лирико-психологическая криминальная драма «Пришелец» (1989, режиссёр П. Ахматов).
На волне перестройки в авангард таджикского кино выдвинулись молодые режиссёры. Свобода эстетического мышления заметно отличала их на фоне старших коллег. Под эгидой Всесоюзного творческого объединения «Дебют» на киностудии «Таджикфильм» сняты игровые фильмы «Смерч» Б. К. Садыкова (1988), «Окно» М. Ш. Юсуповой (1989, короткометражный), «Волчьи похороны» Ф. Ш. Абдуллаева (1989, короткометражный). Расцвет таджикской документалистики пришёлся на трудные годы начала гражданской войны. Советские методы ограничения свободы личности, вероисповедания и последствия такого давления нашли отражение в фильмах «Из первых рук» Ахматова (1988), «Шаббат» Г. Мирзоевой (1990). В русле критики партийно-бюрократической системы выдержан фильм «Мотив» Юсуповой (1987). Проблема наркомании поднимается в фильме Ахматова и Г. Тарбеева «Волки в городе» (1987). Первые рефлексии на тему разворачивающейся войны, оттока русских из некогда интернационального Душанбе – «Меняю Душанбе» (документальный, режиссёр Г. Р. Артыков, 1990), «Дни ущербной луны» (документальный, режиссёры Аралев и В. Максименко, 1991), «Родная земля» (документальный, режиссёр О. Шарипов, 1993).
Богатым творческими удачами оказался последний год существования СССР. В 1991 г. вышли фильмы «Благословенная Бухара» Садыкова, «Время жёлтой травы» Юсуповой, короткометражный фильм «Колодец» – дебют режиссёра Д. П. Усмонова. Международное признание завоевал дебютный фильм Б. Б. Худойназарова «Братан» (Гран-при Международного кинофестиваля Мангейм-Гейдельберг, приз за лучший полнометражный фильм на Международном фестивале молодого кино в Турине, оба – 1991). Нехитрая история про поездку двух братьев к отцу, живущему в новой семье, покорила сочетанием драматизма и юмора, поэтичностью и документальностью в воспроизведении среды, примет времени.
Между тем «золотой век» таджикского кино оказался ярким, но не долгим – до начала 1990-х гг.
После распада СССР Таджикистан покинули многие кинематографисты, производство на студии «Таджикфильм» сократилось до нескольких документальных лент в год. В 1993 г. Худойназаров снял в Душанбе свой второй фильм «Кош ба кош» (приз «Серебряный лев» за лучшую режиссёрскую работу на Венецианском кинофестивале, 1993). Картина снималась на средства кинокомпаний Швейцарии, Японии, России.
В последующие 10 лет на студии не сняли ни одного игрового фильма, лаборатория обработки плёнки была упразднена. В 2003 г. «Таджикфильм» выпустил первый «послевоенный» игровой полнометражный фильм – «Статуя любви» режиссёра У. Мирзоширинова. Фильм был снят в формате видео, что резко снизило качество изображения и предопределило его вывод из серьёзного фестивального контекста. Ситуация повторилась с картиной «Блуждающий» (режиссёры Г. Мухаббатова и Д. Рахматов, 2005).
Первой полноценной в технологическом плане лентой после многолетнего перерыва стал фильм «Истинный полдень» Н. Саидова (2009), премьера которого в том же году состоялась на Международном кинофестивале в Пусане. В картине ощутимо сожаление о временах, когда Таджикистан не был отрезан от соседей государственными границами, читается желание вновь обрести Россию как союзницу и партнёра – роль начальника высокогорной метеостанции сыграл российский актёр Ю. В. Назаров, и только его герою оказалось под силу помочь жителям разделённого границей кишлака в сложных жизненных ситуациях.
В 21 в. средства на кинопроизводство студии «Таджикфильм» выделяет государство; киностудия зарабатывает, оказывая услуги частным таджикистанским и зарубежным кинокомпаниям. В 2017 г. произошла крупная реформация студии, обновлена материальная база, создано Государственное учреждение «Тоҷикфилм» – организация, объединившая в себе киностудию и кинопрокат, самый крупный кинопроизводитель в республике. Среди фильмов последнего 20-летия: «Снежный человек» Ю. Х. Юсупова (2010), «В ожидании моря» Худойназарова (2012), «Воздушный Сафар» Рахматова (2015), «Плач танбура» А. Сабири (2018), «Водный мальчик» Ф. Файзова (2020), «Автобус» А. Зокирова (2020), «Весенний листопад» Р. Пирова (2021).