Куба. История. История Кубы с начала 21 в.
Исто́рия Ку́бы с нача́ла 21 в., история Республики Куба, государства в Карибском бассейне, с начала 21 в. и до периода современности.
Внутриполитическое развитие Кубы
С приходом к власти Р. Кастро (2008) в стране начался поступательный процесс либерализации экономики. В 2008 г. было разрешено передавать крестьянам, кооперативам и государственным предприятиям в пользование незанятую землю, находившуюся в государственной собственности (в 2012 вышел новый закон, по которому максимальный размер участка получаемой земли увеличивался с 13 до 67 га). В 2008 г. кубинские граждане получили возможность пользоваться услугами ресторанов и отелей, которые ранее были доступны только для иностранцев. В 2009 г. произошли кадровые изменения на уровне министерств и Государственного совета Кубы. Был увеличен возраст выхода на пенсию (60 лет для женщин, 65 – для мужчин), началось закрытие общественных столовых для рабочих.
Решающее значение в современной кубинской истории сыграл VI съезд Коммунистической партии Кубы (КПК; 2011), на котором Р. Кастро официально сменил Ф. Кастро на посту первого секретаря. На съезде было принято решение о начале внедрения новых принципов экономического развития, которые были закреплены в документе «Направления экономической и социальной политики Партии и Революции». Эти принципы легли в основу программы по т. н. актуализации экономической модели развития. Они предполагали дальнейший курс либерализации экономики при сохранении элементов централизованного планирования. В рамках этой программы в 2011 г. легализована купля-продажа квартир и автомобилей, открыты возможности по получению микрокредитов для негосударственных экономических агентов. В 2012 г. издан закон, регламентировавший создание несельскохозяйственных кооперативов, в 2013 г. на Кубе создана особая зона развития в порту Мариэль (провинция Артемиса), предоставляющая благоприятные условия для иностранных инвесторов, принятый в 2013 г. Трудовой кодекс закрепил возможность найма рабочей силы.
В 2015 г. властям Кубы удалось достичь договорённости с Парижским клубом о списании долга, по которому страна объявила дефолт в 1986 г. В результате переговоров из 11,1 млрд долл. были списаны 8,5 млрд.
VII съезд КПК (2016) подтвердил избранный на предыдущем съезде курс и наметил планы по его дальнейшей реализации. Р. Кастро в очередной раз подчеркнул социалистический характер Кубинской революции и необходимость сохранить её социальные завоевания. Среди документов съезда важнейшими стали Концепция кубинской экономической и социальной модели социалистического развития и Национальный план экономического и социального развития до 2030 г. Съезд стал последним при жизни лидера кубинской революции Ф. Кастро, который лично принял участие в этом мероприятии. Выступая на заключительной сессии съезда, Ф. Кастро подчеркнул свои коммунистические убеждения и призвал кубинский народ продолжать его дело. Смерть Ф. Кастро (25 ноября 2016) стала значимым событием для кубинского населения, траур длился 9 дней, прах был погребён 4 декабря 2016 г. на кладбище Санта-Ифихения (г. Сантьяго-де-Куба), недалеко от мавзолея национального героя Х. Марти.
В 2018 г. Р. Кастро был сменён на посту председателя Государственного совета и Совета министров представителем нового поколения – М. Диас-Канелем. В этом же году был обнародован проект новой Конституции, разработанный специальной парламентской комиссией под руководством Р. Кастро. В июле 2018 г. документ был утверждён Национальной ассамблеей народной власти, начался процесс народных обсуждений проекта. К декабрю 2018 г. состоялось более 133 тыс. народных консультаций, в которых приняли участие почти 9 млн человек. В результате в проект было внесено 760 изменений, после чего он был утверждён Национальной ассамблеей. 24 февраля 2019 г. состоялся референдум, на котором новую Конституцию одобрили 90 % проголосовавших граждан.
В Конституции 2019 г. была признана частная собственность на некоторые средства производства. КПК характеризовалась как единственная партия в стране. Конституция ввела должность президента Кубы, который избирается Национальной ассамблеей народной власти из числа её депутатов на 5 лет и может находиться на этом посту только два срока подряд. Кандидат, избираемый на первый срок, должен быть урождённым гражданином Кубы старше 35 и моложе 60 лет. Конституция упразднила систему провинциальных ассамблей, которая была заменена на провинциальное правительство народной власти, состоящее из губернатора и провинциального совета.
10 октября 2019 г. М. Диас-Канель был избран на пост президента Кубы. 21 декабря 2019 г. премьер-министром страны стал М. Марреро Крус.
В 2020 г. Куба мобилизовала усилия для противостояния пандемии коронавирусной инфекции: вводились экстренные карантинные меры, началась разработка вакцин. В 2021 г. из 5 разработанных в стране вакцин-кандидатов три (Soberana 02, Soberana Plus, Abdala) стали применяться для массовой вакцинации населения. К концу 2021 г. более 86 % жителей Кубы прошли полную процедуру иммунизации (три инъекции) от коронавируса. Куба также оказалась одной из немногих стран, сумевших оперативно оказать помощь другим государствам мира в борьбе с пандемией. Кубинские врачи из специализированного Контингента имени Генри Рива отправлялись в разные страны для оказания медицинской помощи в экстренных условиях. Пандемия нанесла сильный удар по экономике Кубы, особенно по туристической отрасли. За 2020 г. кубинский ВВП снизился на 11 %.
С 1 января 2021 г. на Кубе начала проводиться валютная реформа, направленная на постепенное упразднение кубинского конвертируемого песо (CUC); основным платёжным средством в стране стало национальное песо. Произошла реструктуризация цен и зарплат. В апреле 2021 г. состоялся VIII съезд КПК, М. Диас-Канель сменил Р. Кастро на посту первого секретаря партии.
Валютная реформа привела к росту инфляции (по итогам 2021 показатель составил порядка 70 %) и ухудшению социально-экономического положению в стране. 11–12 июля 2021 г. в разных городах Кубы (изначально – в Сан-Антонио-де-лос-Баньос) произошли массовые протесты, крупнейшие по масштабу в современной истории страны. Подготовка протестных акций сопровождалась усилением кубинских политических оппозиционных групп и осуществлялась через социальные сети; в зарубежных СМИ распространялось большое количество ложных сведений о ситуации в стране.
В августе 2021 г. на Кубе принято новое законодательство, которое официально разрешило создание микро, малых и средних предприятий, ранее не имевших юридического оформления. В 2022 г. принят новый Уголовный кодекс, согласно которому ведены наказания за новые виды преступлений (активное участие в подрывной деятельности с нарушением общественного порядка, агрессия с использованием информационно-коммуникационных технологий и т. п.). В 2022 г. по результатам народных консультаций утверждён новый Семейный кодекс, предусматривавший защиту прав сожительствующих пар, не вступивших в официальный брак, легализацию однополых браков и усыновление детей такими семьями.
Ещё в 1990-х гг. на Кубе появился доступ в Интернет, однако он был крайне ограниченным, чему также способствовали меры американской блокады (выход в глобальную сеть осуществлялся только через спутник). В 2013 г. начал работать подводный коммуникационный кабель, соединивший Кубу с Венесуэлой, что позволило значительно улучшить услуги Интернета на острове. В 2013–2014 гг. государственная компания телекоммуникаций Кубы стала открывать пункты общественного доступа в Интернет: интернет-кафе и точки Wi-Fi-соединения в доступных для широкой общественности местах (парки, площади, залы в гостиницах и т. п.). В декабре 2018 г. кубинцы получили доступ к мобильному Интернету. Во время протестов в июле 2021 г. правительство Кубы на некоторое время отключало доступ в Интернет во избежание организации новых провокаций.
В контексте ограниченной либерализации основной тенденцией в сфере занятости является увеличение процента работников негосударственного сектора. В 2010 г. доля работников, занятых вне государственного сектора, не достигала 19 % работающего населения, в 2020 г. – уже более 33 %. Значительный урон кубинской экономике наносят природные катаклизмы, особенно сильные ураганы, например «Иван» (2004), «Рита» (2005), «Густав» (2008), «Мэтью» (2016), «Ирма» (2017). Другой острой проблемой становятся периодические случаи отключения электричества, что связано с устареванием оборудования по выработке энергии и нехваткой работающих мощностей в часы, когда население наиболее активно пользуется электричеством.
Внешняя политика. Внешнеэкономические связи
Во внешнеэкономических связях, помимо ориентации на традиционных латиноамериканских партнёров, Куба активно сотрудничает с КНР. Импорт товаров из Китая достигал пика в 2015 г., приблизившись к отметке в 1,9 млрд долл., экспорт тогда же составил 309 млн долл. В 2021 г. подписано соглашение с Китаем о расширении сотрудничества по проектам в рамках китайской инициативы «Один пояс, один путь». Основным европейским торговым партнёром Кубы чаще всего становилась Испания (1,07 млрд долл. импорта и 135 млн долл. экспорта в 2015). В общей сложности в 2015 г. кубинский экспорт товаров составил 3,4 млрд долл., импорт – 11,7 млрд долл.
Основными продуктами, которые Куба в 2011–2020 гг. поставляла за рубеж, являлись: сахар-сырец (21,4 %), табак (16,3 %), никелевые штейны (11,0 %), переработанная нефть (9 %), крепкие спиртные напитки (6,7 %), медикаменты (5,6 %). В этот же период Куба импортировала в основном мясо птицы (3,6 %), пшеницу (3,3 %), кукурузу (2,9 %). Для кубинской экономики проблемными аспектами остаются импортозамещение и продовольственная безопасность.
В 2020 г., на фоне разразившейся пандемии коронавирусной инфекции и последовавших ограничений, которые привели к сокращению объёмов торговли, КНР и Испания оставались крупнейшими торговыми партнёрами Кубы: на Китай пришлось 26 % кубинского экспорта, на Испанию и Бельгию – по 6 %, 4 % товаров было поставлено в Индию. В этом же году основной импорт Кубы осуществлялся из Испании (18 %) и КНР (13 %), за которой шли Бразилия (6,2 %), Мексика (6 %) и Италия (6 %). Общий объём импорта в 2020 г. составил порядка 7,2 млрд долл., экспорта – 1,7 млрд долл.
Кроме того, получило развитие сотрудничество Кубы с Евразийским экономическим союзом. В 2018 г. Евразийская экономическая комиссия и правительство Кубы подписали Меморандум о взаимопонимании.
Во внешней политике Куба продолжает ориентироваться на альтернативные формы интеграции в латиноамериканском регионе. Большое внимание Куба уделяет проектам кооперации в рамках Боливарианского альянса для народов нашей Америки, созданного в 2004 г. по инициативе Кубы и Венесуэлы. В 2014 г. на Кубе прошёл саммит Сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна – организации, которая рассматривается кубинской дипломатией как противовес Организации американских государств, где доминируют США.
В декабре 2014 г. состоялся телефонный разговор между Р. Кастро и президентом США Б. Обамой, который ознаменовал переход к нормализации американо-кубинских отношений. Тогда же США отпустили на свободу оставшихся троих членов т. н. кубинской пятёрки (кубинские разведчики, добывавшие информацию о готовившихся в США диверсионных актах против Кубы; были арестованы в США в 1998 и приговорены к тюремному заключению от 15 лет до пожизненного срока за шпионаж в пользу Кубы).
В 2015 г. Куба впервые приняла участие в саммите Америк в Панаме (7-й по счёту). На мероприятии Р. Кастро лично встретился с Б. Обамой. В 2015 г. также были восстановлены дипломатические отношения между Кубой и США. Тогда же США исключили Кубу из списка стран – спонсоров терроризма. В марте 2016 г. Б. Обама посетил Кубу и встретился с Р. Кастро.
Нормализация отношений с США была свёрнута после прихода к власти в Белом доме Д. Трампа (2017). Администрация Трампа приняла новые меры экономической блокады, которые носят экстерриториальный характер. В 2017 г. США обвинили кубинские власти в «акустической атаке» на персонал американского посольства в Гаване, что стало поводом для вывоза основной части сотрудников с территории Кубы и прекращения предоставления большого количества услуг (в том числе выдачи иммиграционных виз). В 2019 г. власти США перестали приостанавливать действие третьего раздела закона Хелмса – Бёртона (1996), тем самым разрешив американским гражданам, чья собственность была экспроприирована революцией, подавать в суд на физических и юридических лиц, в распоряжении которых находится это имущество в настоящее время. В период пандемии коронавирусной инфекции (с 2020) США продолжили вводить меры экономической блокады, срывая поставки на Кубу гуманитарной помощи. Наиболее сильно меры блокады ударили по возможностям кубинцев поддерживать связь с родственниками в США; осенью 2020 г. были приостановлены услуги по осуществлению денежных переводов, поступление которых оказывает значительное положительное влияние на экономику Кубы. В 2021 г. Вашингтон вернул Кубу в список стран – спонсоров терроризма.
На полях Генеральной Ассамблеи ООН Куба с 1992 г. ежегодно выдвигает резолюцию за снятие экономической блокады США (исключением стал 2020 – год пандемии). Резолюцию поддерживают подавляющее большинство стран – членов ООН, против голосуют США и несколько других государств, идущих в фарватере американской внешней политики. В 2021 г. кубинская резолюция была поддержана 184 государствами; против проголосовали США и Израиль; Бразилия, Колумбия и Украина воздержались.
12 февраля 2016 г. в гаванском международном аэропорту имени Хосе Марти состоялась встреча патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы Римского Франциска.
Российско-кубинские отношения с 2008 г.
Российско-кубинские связи носят традиционно дружественный характер и развиваются в духе стратегического партнёрства. В 2009 г., во время визита Р. Кастро в Москву, президент РФ Д. А. Медведев и Р. Кастро подписали Меморандум о принципах стратегического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Куба. Р. Кастро посещал Россию с официальными визитами ещё дважды (2012, 2015).
В 2014 г. Куба поддержала Россию в вопросе о присоединении Крыма: на 68-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 27 марта 2014 г. Куба проголосовала против резолюции, признававшей Крым территорией Украины. В 2013–2014 гг. стороны договорились о списании 90 % кубинской задолженности перед РФ. В июле 2014 г. Кубу с официальным визитом посетил Президент РФ В. В. Путин.
В ноябре 2018 г. состоялся официальный визит нового лидера Кубы М. Диас-Канеля в Москву. Результатом переговоров стало Совместное заявление Президента Российской Федерации В. В. Путина и председателя Государственного совета и Совета министров Республики Куба М. Диас-Канеля об общих подходах в международных делах. Ключевые документы, регулирующие отношения между странами, подчёркивают дружественный и стратегический характер сотрудничества, необходимость развития взаимной торговли и контактов в иных сферах, стремление строить многополярный мир, соблюдать принципы международного права и преодолевать угрозы безопасности и другие международные проблемы.
2 марта 2022 г., во время голосования на 11-й чрезвычайной специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по резолюции «Агрессия против Украины», требовавшей от России вывести её войска с территории Украины, Куба воздержалась.
Экономическое сотрудничество РФ и Кубы на официальном уровне проходит через Межправительственную российско-кубинскую комиссию по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. В 2021 г. состоялось 18-е заседание этой комиссии. Комиссия насчитывает более 10 рабочих групп по широкому спектру направлений (промышленность, банковско-финансовая сфера, энергетика, транспорт, геология и горная промышленность и др.). На Кубе располагаются представительства таких российских компаний, как «Ростех», «Зарубежнефть», «ИнтерРАО», «Аэрофлот», «Совфрахт», «Синара», «ГАЗ».
В 2021 г. российско-кубинский товарооборот уменьшился и составил 130,7 млн долл. США.