Конституционный совет
Конституцио́нный сове́т, орган специализированного конституционного контроля, имеющий внесудебную (квазисудебную) природу.
Традиционно в научной литературе конституционный совет рассматривается в рамках судебной модели конституционного контроля, что, однако, представляется не вполне верным. В отличие от традиционных конституционных судов конституционный совет зачастую не относится к судебным органам, однако в силу специфики реализуемых полномочий нередко рассматривается в национальных правопорядках как квазисудебный орган.
Классический пример конституционного совета – Конституционный совет Франции, учреждённый Конституцией Пятой республики (4 октября 1958). Сильная конструкция суверенитета народа, исключающего возможность преодоления принятых им или его представителями решений, предопределила тот факт, что изначально французский Конституционный совет был наделён лишь полномочием проверки не вступивших в законную силу актов. Кроме того, специфика построения взаимоотношений между законодательной и исполнительной властью во Франции периода Пятой республики предопределила в значительной степени политическую (а не подлинно правовую – по задумке Г. Кельзена) природу полномочий конституционного совета, контролирующего по большей части соблюдение парламентом конституционных границ собственной компетенции (Конституционное право. 2022. С. 148–149).
Внесудебная природа данного органа подчёркивалась не только отсутствием специального указания на это в тексте конституции, но и рядом сущностных характеристик, которые в целом можно рассматривать как характерные черты любого конституционного совета:
формирование Конституционного совета отличается от формирования традиционного судебного учреждения (или высшей судебной инстанции). Зачастую процесс формирования может сочетать в себе сугубо правовые (характерные для судебных органов) и политические элементы процедуры. Так, в соответствии со ст. 56 Конституции Франции, в состав Конституционного совета помимо назначаемых членов включаются президенты Франции, прекратившие свои полномочия. Кроме того, в отличие от своих назначаемых коллег данные члены Конституционного совета приобретают свой мандат пожизненно;
наряду с традиционными для судебных учреждений полномочиями Конституционный совет официально наделяется и специфическими политическими полномочиями. Ключевым полномочием является предварительный конституционный контроль законопроектов. В данной ситуации Конституционный совет фактически вторгается в традиционную политическую процедуру правотворчества и высказывает собственное суждение относительно документа, который ещё не приобрел обязательного действия в соответствии с установленной конституционной процедурой. Кроме того, можно говорить и о собственно политических полномочиях. Так, в частности, Конституционный совет Франции вправе рассматривать вопросы и выносить соответствующие решения о прекращении полномочий избранного должностного лица (решения с литерой «I»); проверять налоговые обязательства парламентариев [своего рода антикоррупционный мониторинг (решения с литерой «OF»)] и др.;
решения, принимаемые Конституционным советом (особенно в рамках реализации политических полномочий), в значительной степени отличаются от традиционных судебных решений, обладающих определённым набором принципов действия (окончательность, неопровержимость и др.).
Важно отметить, что сегодня в мире осталось крайне мало государств, реализующих идею конституционного совета как квазисудебного органа конституционного контроля. В последние годы значительная часть таких государств перешла (или находится в состоянии перехода) к традиционной судебной модели конституционного контроля и трансформации своих конституционных советов в полноценные судебные органы: Марокко (с 2011); Казахстан (с 2023) и др. Более того, в самой Франции, являющейся родоначальницей данной модели, национальная доктрина (Бази-Малори. 2015; Melin-Soucramanien. 2015) в значительной степени воспринимает Конституционный совет как аналог традиционных европейских конституционных судов, особенно после конституционной реформы 2008 г., допустившей возможность обращения с условной конституционной жалобой на нарушение конституционных прав.
Конституционная реформа 2020 г. в России, напротив, предопределила возникновение конституционного совета как института в системе региональных органов публичной власти. В частности, федеральным законодательством предусмотрено, что субъекты РФ вправе принять решение о создании конституционных (уставных) советов, действующих при законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ. В дальнейшем данное регулирование получило своё развитие в ряде конституций (уставов) субъектов РФ. Таким образом, в настоящее время в ряде субъектов РФ функционируют конституционные (уставные) советы, которые в значительной степени соответствуют базовым характеристикам, перечисленным выше.
Прежде всего, это органы, выделенные из судебной системы и не относящиеся к судам как с точки зрения организации, так и с точки зрения реализуемой компетенции. Кроме того, законодателем специально оговорено, что данные органы функционируют при законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ (региональных парламентах), что фактически позволяет говорить об их парламентской, а не судебной природе. При этом важно подчеркнуть, что формат организации конституционного совета при региональном парламенте федеральным законодательством не устанавливается, а значит у субъекта федерации остаётся достаточно широкая сфера для собственного усмотрения в данном вопросе (Малютин. 2022).
Так, например, в Республике Башкортостан Конституционный совет учреждается при Государственном собрании – Курултае Республики Башкортостан и осуществляет деятельность в целях обеспечения высшей юридической силы Конституции Республики Башкортостан по вопросам, отнесённым к ведению Республики Башкортостан, прямого действия Конституции Республики Башкортостан на территории Республики Башкортостан, укрепления конституционной законности в Республике Башкортостан. Подобное регулирование содержится и в законодательстве Республики Саха (Якутия).